Задержка полового развития — симптомы и лечение

Сколько времени ломается голос у мальчиков в каком возрасте. Задержка полового развития — симптомы и лечение Из-за нехватки кислорода ребёнок начинает страдать.

Задержка полового развития — симптомы и лечение

Что такое задержка полового развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Кокоревой Кристины Дмитриевны, детского эндокринолога со стажем в 3 года.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка полового созревания (delayed puberty) — это нарушение, при котором у детей своевременно не появляются вторичные половые признаки: у мальчиков старше 14 лет не растут яички, половой член и волосы на лобке, у девочек старше 13 лет тоже не растут волосы на лобке и не увеличиваются молочные железы [1] .

Задержка полового созревания может стать причиной депрессии и других психических расстройств

Условно выделяют два типа задержки полового развития:

  • патологическую;
  • непатологическую.

Патологическая задержка полового развития возникает либо из-за нарушения работы либо половых желёз (яичек или яичников), либо гипоталамо-гипофизарной системы . По-другому такое состояние называют первичным или вторичным ( гипогонадотропным ) гипогонадизмом [4] [5] [6] .

При патологической задержке организм ребёнка вряд ли сможет самостоятельно «запустить» половое развитие, поэтому такая форма нарушения требует лечения.

Чаще всего причиной гипогонадизма становятся хромосомные аномалии, нарушающие закладку первичных половых признаков ещё внутриутробно. К таким аномалиям относится синдром Шерешевского — Тёрнера и синдром Клайнфельтера . Первый синдром встречается у одной из 2–5 тысяч девочек, а второй — у одного из 300–600 мальчиков [1] . Для сравнения: синдром Дауна выявляют у одного из 800 новорождённых [2] .

Девушка с синдромом Шерешевского — Тёрнера

Одной из причин вторичного врождённого гипогонадизма, связанной с нарушением работы гипоталамо-гипофизарной системы, является синдром Кальмана [1] .

Также к гипогонадизму приводят генетические аномалии. Сейчас известно около 30 генов, мутации в которых могут препятствовать половому созреванию.

Кроме врождённых причин развития гипогонадизма выделяют приобретённые. К ним относятся:

  • травмы, в том числе черепно-мозговые [13] ;
  • перекрут яичка;
  • операции на головном мозге;
  • лучевая и химиотерапия онкозаболеваний;
  • гранулематозные болезни, например саркоидоз или туберкулёз;
  • аутоиммунные заболевания, например радиационный аутоиммунный орхит;
  • приём лекарств, блокирующих выработку половых гормонов, например психотропных препаратов [1] .

Непатологическую задержку полового развития иначе называют конституциональной задержкой , задержкой пубертата или поздним пубертатом . Она, как правило, временная и в основном встречается среди мальчиков.

Так, по данным российского исследования 2019 года, задержка пубертата наблюдалась у 89 % мальчиков, т. е. у 50 человек из 56 [6] .

Непатологическая задержка возникает на фоне:

  • плохо компенсированного сахарного диабета ;
  • заболеваний щитовидной железы и других эндокринных органов (например, болезни Иценко—Кушинга, гипертиреоза, пролактиномы);
  • несбалансированного питания;
  • нарушения работы печени и почек;
  • повышенных физических нагрузок, например при занятиях профессиональным спортом;
  • недоедания [1][5] .

Свой вклад в развитие позднего пубертата могут вносить расстройства пищевого поведения : нервная анорексия , булимия и др. Они встречаются как среди мальчиков, так и среди девочек, но у мальчиков эти состояния чаще остаются недиагностированными [20] .

Все перечисленные причины сопровождаются гормональными изменениями. Например, при анорексии меняется уровень пролактина, гормонов щитовидной железы и половых гормонов. Такие изменения связаны с адаптацией организма в условиях голода. Если вес увеличится, уровень гормонов может нормализоваться [16] .

Другой причиной временной задержки полового развития может стать табакокурение и ранее употребление алкоголя. Об этом стало известно в 2014 году, после американского исследования, в котором приняли участие более 3000 мальчиков [21] .

В 2011 году учёные провели подобное исследование среди девочек. Его результаты доказали, что у тех, кто начал пить алкоголь до 11 лет, медленнее росли молочные железы и позже наступила менструация [22] .

Ещё одной причиной задержки полового созревания могут стать проблемы с всасыванием питательных веществ в органах пищеварения: был случай, когда у мальчика с целиакией после соблюдения безглютеновой диеты самостоятельно «запустилось» половое развитие [3] .

Симптомы задержки полового развития

У мальчиков п ри нормальном половом развитии к 14 годам увеличиваются яички: они должны быть больше 4 мл. Оценить их объём в миллилитрах можно с помощью орхидометра.

Орхидометр Прадера

У девочек к 13 годам обычно начинают расти молочные железы: появляется железистая ткань, ареолы сосков темнеют, увеличиваются и постепенно становятся более выпуклыми. А к 15 годам начинаются менструации [1] .

Если эти вторичные половые признаки не возникают, стоит обратиться к детскому эндокринологу. Он поможет выяснить, с чем связана задержка полового развития.

Как правило, дети с этим нарушением начинают отставать в росте примерно с 9–11 лет [1] . Всё дело в половых гормонах, которые влияют на выработку с оматотропина — гормона роста [4] . Поэтому дети с задержкой полового развития остаются ниже сверстников, чей организм уже «запустил» пубертат.

Отставание в росте при половом созревании

Ещё одним симптомом задержки полового развития является скудное количество волос или их отсутствие на лобке [1] . Волосы в этих зонах о бычно появляются в 13–15 лет.

При подозрении на задержку полового созревания также стоит обратить внимание на обоняние ребёнка. Иногда восприятие запахов снижается или полностью пропадает. Такое возможно при патологической форме задержки полового развития [1] .

Маленькая грудь (по мнению девочки или родителей) не является признаком патологии, так как полностью сформированная молочная железа независимо от размера сможет выполнить свою основную задачу — выкормить ребёнка.

Патогенез задержки полового развития

Половые железы регулируются гипоталамусом и гипофизом. Когда эти структуры головного мозга поражаются, организм не может «запустить» половое развитие или перестаёт его поддерживать, так как гипоталамус и гипофиз уже не могут в нужной степени стимулировать половые железы. Такое часто наблюдается у пациентов с опухолями головного мозга, которых лечились хирургически или проходили курс лучевой терапии. Как хирургическое вмешательство на гипофизе, так и лучевая терапия могут «выключить» этот участок головного мозга. «Запустить» половое развитие в этом случае помогает заместительная гормональная терапия [10] .

Эндокринная система, отвечающая за выработку гормонов

Иногда гипофиз и гипоталамус оказываются «выключенными» с рождения из-за генетических мутаций. Подобный патогенез характерен для синдрома Каллмана [1] .

Другие формы гипогонадизма встречаются при нормально функционирующем гипофизе и гипоталамусе. В этом случае проблема кроется в половых железах, которые не отвечают на стимулы мозговых структур. Такой патогенез наблюдается при хромосомных аномалиях: синдроме Клайнфельтера и Шерешевского — Тёрнера.

Механизм развития непатологической задержки зависит от причины нарушения. Например, при некомпенсированном или плохо компенсированном сахарном диабете патогенез задержки полового развития сложен. Он включает в себя как нарушения на уровне головного мозга, когда повышенный уровень дофамина подавляет половые гормоны, так и нарушения на уровне половых желёз и печени [17] .

Классификация и стадии развития задержки полового развития

Российская ассоциация эндокринологов подразделяет гипогонадизм на три типа:

  • первичный;
  • вторичный;
  • транзиторный (симптоматический) [1] .

Первые два типа гипогонадизма относятся к перманентной (постоянной) форме болезни. Транзиторная форма является временной и включает в себя конституциональную задержку полового развития и задержку на фоне декомпенсации других заболеваний.

Среди мальчиков чаще встречается временная, конституциональная задержка полового созревания. Тогда как среди девочек одинаково часто встречаются и транзиторные, и перманентные формы задержки [5] . Это значит, что в 50 % случаев задержка полового развития у девочек связана с гипогонадизмом, который требует заместительной гормональной терапии. Без лечения объём матки останется «детским» и пациентка не сможет выносить ребёнка. В остальных 50 % случаев задержка полового развития связана с «поздним пубертатом» или декомпенсацией другой болезни. Такая форма может пройти самостоятельно или после лечения основного заболевания.

Осложнения задержки полового развития

Если вовремя не диагностировать патологическую задержку полового созревания и не начать лечить гипогонадизм, то человек может остаться бесплодным .

Другая сложность состоит в том, что при врождённых формах гипогонадизма (например, при генных мутациях) лечение не всегда помогает улучшить прогноз фертильности. К тому же в педиатрии накоплено мало опыта по решению этого вопроса [7] [11] .

Также ребёнок с задержкой пубертата может испытывать психологический дискомфорт, вплоть до развития психоза или шизофрении [12] . А некоторые синдромы, например синдром Клайнфельтера, сам по себе ассоциирован не только с гипогонадизмом, но и с психическими расстройствами [18] . В этих случаях кроме эндокринологического лечения ребёнку может потребоваться курс психологической помощи.

Так как половые гормоны влияют на минерализацию костной ткани, у детей с гипогонадизмом не такие плотные кости, как у сверстников. Это состояние может привести к переломам. Поэтому при подозрении на задержку полового развития важно выполнить денситометрию — измерить плотность костей и оценить риск переломов [1] .

Денситометрия

Диагностика задержки полового развития

Когда к эндокринологу приходят пациенты с жалобами на отсутствие половых признаков, задача доктора ответить на главный вопрос : нужна ли ребёнку помощь врача или нет? Потому что задержка может оказаться временной и половое развитие у такого ребёнка обязательно начнётся, но позже.

Чтобы ответить на этот вопрос, доктор собирает анамнез (историю болезни), уточняет наследственные особенности, проводит осмотр, назначает лабораторные и инструментальные исследования.

При сборе анамнеза врач может поинтересоваться, не было ли у ребёнка крипторхизма, т. е. проблем с опущением яичек в мошонку, не проводились ли операции по этому поводу.

При осмотре измеряется объём яичек и длина полового члена. Среди мальчиков с крипторхизмом и пенисом меньше 2,5 см часто встречаются те, чей организм не сможет самостоятельно «запустить» половое развитие [15] .

Степень полового созревания оценивается по шкале Таннера , где первая стадия говорит об отсутствии полового развития, а пятая стадия описывает сформировавшиеся половые признаки взрослого человека.

Шкала Таннера

Стадии
полового
развития
Признаки у девочек Признаки у мальчиков
I Сосок увеличен, но волосы на лобке
и половых губах не растут
Волос на лобке нет,
длина яичек меньше 2,5 см
II Грудь уплотняется, ареолы увеличиваются.
На половых губах появляются редкие
длинные слегка вьющиеся волоски
Длина яичек больше 2,5 см, кожа мошонки
тонкая и красноватая, волосы тонкие,
слегка вьются, в основном расположены
у корня полового члена
III Грудь и ареолы продолжают увеличиваться.
Волосы темнеют, становятся более
жёсткими, появляются на лобке
Яички и половой член продолжают расти,
волосы становятся более жёсткими
и вьющимися, появляются на лобке
IV Ареолы и соски выступают над молочной
железой, волосы появляются везде,
кроме поверхности бёдер
Половой член продолжает расти, яички
становятся большими, кожа мошонки
темнеет, волосы появляются везде,
кроме поверхности бёдер
V Грудь становится как у взрослых,
на внутренней поверхности бёдер
появляется немного волос
Яички и половой член становятся
как у взрослых, волосы появляются
на бёдрах и вдоль белой линии живота

Чтобы определиться с дальнейшей тактикой, врач может назначить:

  • гормональное обследование, например анализ крови на фоллитропин (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ) и др.;
  • УЗИ органов малого таза;
  • УЗИ органов мошонки и простаты;
  • рентгенографию кистей рук и лучезапястных суставов;
  • пробу с аналогом гонадотропин-рилизинг-гормона: Бусерелином или Диферелином ( Трипторелином ).

С помощью пробы врач оценивает уровень ФСГ и ЛГ в крови. У ребёнка с поздним пубертатом уровень этих гормонов обычно повышается, а у ребёнка с гипогонадизмом остаётся прежним.

Рентгенография проводится обязательно, чтобы оценить костный возраст ребёнка. Т акже врач может назначить денситометрию, ч тобы определить степень минерализации костей [1] . Иногда по результатам данных обследований требуется сделать МРТ головного мозга. Это позволяет диагностировать или исключить опухоль и нарушение мозговых структур.

Спермограмма является н аилучшим методом оценки фертильности, но по этическим соображениям в рутинной практике российских врачей она не используется [1] .

Чтобы ответить на главный вопрос, нуждается ли ребёнок в заместительной гормональной терапии, не всегда достаточно одной консультации специалиста: иногда ребёнка нужно госпитализировать в эндокринологическое отделение и провести специальные тесты.

Лечение задержки полового развития

При непатологической задержке полового развития можно придерживаться наблюдательной тактики: каждые 6–12 месяцев наблюдаться у врача, измерять рост, оценивать его скорость, степень полового развития, костный возраст и гормональный статус.

Иногда, чтобы «запустить» половое развитие, прибегают к «пробной» гормонотерапии. Обычно инъекции тестостерона назначают на 3–6 месяцев. Считается, что колебания уровня тестостерона, которые возникают в ходе лечения, позволяют запустить собственное половое созревание, тем самым решив проблему психологической и социальной адаптации подростка.

К лечению гипогонадизма у мальчиков есть несколько подходов. Один из них — приём препаратов тестостерона. Они помогают увеличить размер полового члена, но не влияют на объём яичек и формирование сперматогенного эпителия, т. е. пациенты остаются бесплодными.

К побочным эффектам тестостерон-заместительной терапии относят эритроцитоз (повышенный уровень эритроцитов в крови), отёчность и нарушение работы печени [8] [9] . При эритроцитозе увеличивается объём циркулирующей крови, повышается её вязкость, может развиться артериальная гипертензия и тромбоз [19] .

Улучшить прогноз фертильности могут гонадотропины — рекомбинантный ФСГ и хорионический гонадотропин человека (ХГЧ). Такая терапия более дорогостоящая, чем лечение тестостероном, и требует большего количества инъекций, но она помогает увеличить объём яичек. Как показали три клинических случая 2020 года, у всех мальчиков с гипогонадизмом помимо объёма яичек повысился уровень тестостерона и суррогатного (непрямого) маркера фертильности — ингибина B [7] .

Подход к лечению гипогонадизма у девочек универсален:

  • сначала применяются препараты женских половых гормонов — эстрогенов, которые стимулируют рост молочных желёз и перераспределение жира по женскому типу;
  • через несколько лет назначают эстроген-гестагенсодержащие препараты, которые вызывают менструальноподобные кровотечения [1] .

Прогноз. Профилактика

Заместительная гормональная терапия помогает сформировать вторичные половые признаки [1] [7] [11] , устранить психологический дискомфорт и улучшить плотность костей. Даже при гипогонадизме прогноз может быть благоприятным — нужно только вовремя начать лечение [1] [7] [11] . Однако многое зависит от причины задержки полового развития и назначенных препаратов. Иногда вопрос с фертильностью решается только с помощью вспомогательных репродуктивных технологий: ЭКО, ИКСИ.

Приобретённые формы нарушения лучше поддаются лечению, чем врождённые.

Профилактики задержки полового развития как таковой не существует. Но пациентам с хроническими заболеваниями, например с сахарным диабетом , патологией щитовидной железы и целиакией , следует помнить, что декомпенсация болезней может привести к задержке полового развития.

Невротические расстройства у детей и подростков

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, иммунология и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов.

Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Специалисты клиники работают в тесном контакте с родителями пациентов.

Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы живете в другом городе.

Навязчивые неврозы

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом

Типичные навязчивые мысленные действия

  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр

Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.

Типичные сложные ритуальные действия

  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.

Также, неврозы могут иметь различный характер течения:

  • эпизодический
  • хронический
  • прогрессирующий

Невроз у ребенка может иметь разные причины . Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.

Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта ). Очень часто такие проявления не воспринимаются в серьез на начальных этапах.

Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.

Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите , так называемый PANDAS -синдром, текущим нейровоспалением с повышением таких маркеров, как: NSE и белка S100. Так же часто мы видим такие проявления у детей с носительством нейроинфекций, то есть инфекций оказывающих токсическое действие на нервную систему.

ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”

Советуем Вам обратиться к детскому неврологу , детскому психиатру и аллергологу-иммунологу. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов . Благодаря этому приемы получаются более информативными, а эффект от назначенной терапии наступает быстрее.

Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте.

Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, сопутствующие воспалительные заболевания, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.

Мы широко практикуем метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема , повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления , хроническом воспалении где-либо ( аденоиды , миндалины ), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы , детском неврозе , скрытой форме эпилепсии . Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения . В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера . Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:
1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;
2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;
3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;
4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;
5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;
6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;
7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;
6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются.

Двигательная расторможенность:
1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);
2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться
4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:
1.Слабый контроль своего поведения;
2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;
3.Плохо сосредоточивает внимание;
4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;
5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;
6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;
7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;
8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта.

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.
С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем начать с приема детского врача невролога и/или детского психиатра, так же предлагаем получить совместный прием этих двух экспертов. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. По результатам первичного осмотра, мы можем рекомендовать дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Так же мы можем сэкономить Вам время и выслать бланк лабораторных обследований к первичному приему на адрес электронной почты, для этого можно заполнить форму «задать вопрос врачу»

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).

Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление . Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта , невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия . Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Возможны и другие варианты.

Например, у ребенка может быть боль в области глаз , глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами ( аденоиды , воспаление пазух носа , миндалин , или воспаления ушей ), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.
К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?

В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту , а так же оториноларингологу , если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога .

Повышенная тревожность у ребенка

Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью , либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка . Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением. .

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской .

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах , гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление , в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства , детские психозы или даже шизофрения . И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению.

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость. . Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг .
  2. Наличиеповышенного внутричерепного давления , когда мозг испытывает давление излишним количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  3. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции ( аденоиды , хронический тонзиллит ), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок

В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.

Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга : внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.

С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов , чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на предмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ) . Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.

Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?

Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится.

Сколько должен спать ребенок

Возраст ребенка Продолжительность дневного сна Продолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцев около 9 часов около 18 часов
От 3 до 4 месяцев около 8-6 часов около 16 часов
От 7 до 9 месяцев около 4 часов около 13 часов
От 10 до 12 месяцев около 3 часов около 13 часов
От 1-го до 1,5 лет около 3 часов около 12 часов
От 1,5 до 2 лет около 2,5 часов около 10-11 часов
От 2 до 3 лет около 2,5 – 2 часов около 10-11 часов
От 3 до 7 лет около 1,5 часов, по желанию около 10 часов
После 7 лет Дневной сон не обязателен не менее 8-9 часов

Режим сна . Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника отбой должен быть не позже, чем в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины :

    ; ;
  • стрессовая ситуация или чрезмерное нервное напряжение в ответ на что-либо; ;
  • чрезмерная загруженность ребенка в школе;
  • повышенная судорожная готовность коры головного мозга (регистрируется на ЭЭГ);
  • боль в животе или другой области, тела, кожный зуд, глисты.

Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь. Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.

Ребенок скрипит зубами во сне . Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта.

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит :

  1. Консультацию врача детского невролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.

С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?

Мы рекомендуем, в первую очередь, получить консультацию у детского невролога или психиатра. Чтобы быстро разобраться в происходящем лучше всего пройти консилиум со всеми специалистами. На консилиуме Вы сразу получаете ответы и рекомендации от нескольких специалистов, которые точно определяют, насколько актуальны психологические расстройства или проблемы, либо это нарушения нервной системы.