Туристческие походы: виды, категории сложности, особенности подготовки и проведения походов

Сколько времени может занимать прогулка тур поход или экскурсия. Туристческие походы: виды, категории сложности, особенности подготовки и проведения походов ВСДМ соответствует или не соответствует сроку беременности.

Туристческие походы: виды, категории сложности, особенности подготовки и проведения походов

Турпоходы – разновидность активного отдыха. Их классифицируют по видам, продолжительности и цели. Для одних туристический поход – это покорение новой вершины и усиленные нагрузки, для других – совместный отдых с друзьями на свежем воздухе.

В туристическом походе

Если вы подумываете встать на стезю туризма, определите, какой вид активности сможете осилить. Не стесняйтесь спрашивать совета у более опытных товарищей и не огорчайтесь, если чего-то не поймете. Ведь даже бывалые путешественники когда-то отправлялись в свой первый туристический поход…

Классификация турпоходов

Любой турпоход, независимо от категории сложности маршрута, требует определенных навыков и подходящего снаряжения.

И чтобы не тратить время и средства на приобретение заведомо ненужных вещей, перво-наперво разберитесь с целью похода: испытание собственных возможностей или активный отдых на чистом воздухе?

Виды туристических походов различны по уровню сложности, длительности, характеру и цели.

Туристические маршруты классифицируют по:

  • способу пересечения (пешком, на лыжах, велосипеде, автомобиле, лодке, поезде и т. д.);
  • цели путешествия (спортивное, научное, религиозное, оздоровительное, познавательное);
  • продолжительности (краткосрочное, среднесрочное, продолжительное);
  • сезону (круглогодичное, теплое время года, зимнее);
  • контингенту участников (школьные, молодежные, семейные, профессионально-ориентированные);
  • форме: линейный – начало и конец пути в разных местах, кольцевой – точка начала и точка окончания пути совпадают, радиальный – из установленного лагеря периодически совершаются выходы.

В процессе подготовки к туристическому походу его относят к одной из 6 категорий сложности. Критерии: длительность тура, протяженность маршрута, требования к физической подготовке участников.

Избежать травматизма поможет грамотная организация и проведение похода.

Далее мы рассмотрим виды туризма, которые относятя к самым массовым и интересным путешествиям.

Пешие походы (траверс)

Форма спортивного туризма, предполагающая преодоление обозначенного маршрута без применения транспорта. Это активный отдых без ультрадорогих прибамбасов, так что «пешеходить» могут люди с любыми финансовыми возможностями.

Группа турисов в пешем походе

Пеший поход предполагает собой преодоление маршрута без применения транспорта.

Основа – соответствующие сезону палатка, обувь и одежда (для зимних вылазок хорошо бы разжиться спальником и ковриком). Остальное снаряжение подбирается в зависимости от потребностей участников, условий похода.

Разрабатывая туристический маршрут грамотно разделяйте расход сил, избегая длинных переходов в начале и конце пути. Планируя движение, заранее определяйте места для ночлега, стоянок.

Горные походы

Путь проложен на пологих склонах или в высокогорье. Как и в пешеходном походе, участники группы не пользуются транспортом.

Но ряд отличий переводят горные переходы в отдельную категорию:

  1. Значимо не только пройденное расстояние, но и количество пересеченных перевалов, восхождений.
  2. Маршруты через горы проходят на высоте 2500 км над уровнем моря.
  3. Разделив поход на два этапа, вы сможете подниматься и спускаться по двум разным дорогам.

В горные восхождения отправляются опытные, физически сильные и стрессоустойчивые туристы. Для новичков специальная подготовка к туристическому походу в горы — вопрос жизни и смерти.

Поход в горы

В горные походы всегда отправляются опытные, хорошо подготовленные и физически сильные туристы.

Подкрепив полученные навыки экипировкой и специальными туристическими приспособлениями, вы пройдете сложные участки с минимальным риском.

Водные походы или сплавы

Вариант странствий, с преодолением маршрута по рекам-озерам посредством следующих плавучих средств:

  1. Плота (конструкция из дерева, оборудованная надувными частями).
  2. Катамарана (два соединенные и закрепленные на раме надувные элементы).
  3. Байдарки (оболочка, натянутая на каркас).
  4. Надувной лодки из прорезиненного материала.

Водный туризм относится к экстремальным, ведь в любой момент лодка может опрокинуться и унести с собой поклажу, оставив участников группы без необходимого.

Водный туризм

Водный туризм или сплав по реке всегда относился к экстремальным видам туризма.

Это нужно знать!

Даже если вы чемпион планеты по плаванию, не отправляйтесь путешествовать по реке без спасательной экипировки: жилета, каски и т. д.

Лыжные походы

Этот туристический поход невозможен без лыж, особого снаряжения и наличия снежного покрова. Запас теплых вещей и спальник необходимы.

Подготовка лыж заключается в проверке их целостности, регулировке креплений, смазывании рабочей поверхности для скольжения.

Осторожно! Лыжные походы относятся к экстремальным видам спорта. Около 66% туристов гибнет под снежными лавинами, более 22% замерзают.

Чтобы не пополнить печальную статистику, собирайтесь в туристический поход правильно, без спешки и соблюдайте правила безопасности на маршруте.

Спелеотуризм

Туристический поход, затеваемый ради изучения природных пещер со спортивной или исследовательской целью. Большинство маршрутов составлены спелеологами, изучающими пещеры со знанием дела. Но некоторые значимые открытия совершены далекими от науки туристами.

Это самый сложный, но и интереснейший вид туризма для ученых с туристическими навыками и спортсменов, ознакомленных хотя бы с азами спелеологии. Однако на одних навыках далеко не уедешь, а без хорошей силовой подготовки и высокой стрессоустойчивости в закрытом подземелье делать нечего.

Представьте себе нескончаемый коридор, освещаемый только фонариком. Сможете ли вы сохранить присутствие духа, если аккумулятор разрядится/сломается и придется действовать в кромешной тьме?

Спелеотурист опускается в пещеру

Спелеотуризм — это интереснейший, но в тоже время самый сложный вид туризма.

Спелеотуристы – опытные скалолазы, умеющие обращаться со страховочным оснащением и преодолевать водные преграды (подземные водоемы и каменные завалы встречаются в большей части пещер).

Независимо от того, какую разновидность путешествия вы выберете, неповторимые впечатления и заряд позитивной энергии вам обеспечены. Но даже на самом простом маршруте никто не застрахован от несчастного случая.

Поэтому в составе группы должен быть человек с навыками оказания первой медицинской помощи: накладывания шины, вправления вывиха, искусственного дыхания и т. д.

Категории сложности походов

Это познавательная статья, в которой мы расскажем о категориях сложности пеших походов. Следует отметить, что категории сложности маршрутов присущи спортивному туризму, когда речь идёт о свершениях и победах. Если же вы ходите в горы просто для души, то категорийные походы не имеют к вам никакого отношения.

  • Походы выходного дня. В эту категорию входит всё, что не попадает под классификацию категорий от первой до шестой. Туристы на форумах шутят, что походом выходного дня можно назвать всё, что ниже по сложности первой категории и выше, чем шестая. Поход выходного дня – это, с одной стороны, уже настоящий многодневный поход, о котором можно заявить в МЧС; с другой стороны, вы сами вольны разрабатывать маршрут такого похода, подгоняя комфортность переходов под себя.
  • Первая категория сложности. Сто тридцать километров необходимо пройти минимум за шесть дней. Можно потратить и больше времени, но все эти дни вы обязаны провести автономно.
  • Вторая категория сложности. Это уже восемь дней похода и дистанция в сто шестьдесят километров.
  • Третья категория сложности. Десять дней и маршрут длиной в сто девяносто километров.
  • Четвёртая категория сложности. Двести двадцать километров пешего пути и тринадцать дней автономного похода.
  • Пятая категория сложности. Шестнадцать дней в походе и двести пятьдесят километров пройденного.
  • Шестая категория сложности. Самая суровая – триста километров и двадцать дней похода.

На самом деле, мало кто укладывается в минимальное количество дней. Обычно маршруты первой категории сложности проходятся за восемь дней, ведь если пытаться уложиться в шестидневный срок, то за день нужно проходить более двадцати километров.

В горных походах километраж в каждой категории меньше, однако добавляются перевалы определённой сложности. Сложность перевалов варьируется от первой до третьей категории и каждая категория разделена ещё и на подкатегории – А и Б. И если перевал 1А требует навыков самостраховки, которые довольно легко приобрести, посещая горную секцию, то перевал сложности 2А требует командного прохождения, а 3Б – это уже экстрим на любителя. В водных и лыжных походах километраж в каждой категории несколько больше, чем в пеших, что обусловлено большей скоростью их прохождения.

Важно понимать, что спортивный туризм – это спорт, пусть данный его вид и не причисляется к олимпийским видам, а букмекеры не принимают на него ставки. Потому сложные категорийные походы – это не развлекательные путешествия, в которые отправляются с целью насладиться природой, а настоящие командные спортивные соревнования, в которых есть ряд серьёзных требований к физической форме туриста и его экипировке.

Общие правила туристических походов

Ответственность за соблюдение правил безопасности лежит не только на руководителе, но и каждом участнике похода. Только общими усилиями можно избежать форс-мажоров и насладиться увлекательным путешествием без риска для жизни.

В некоторых местах запрещено разведение костра. Чтобы не стать причиной пожара или не оплачивать внушительный штраф (незнание закона не освобождает от ответственности), разузнайте местные правила заранее.

Чтобы быть подкованным в вопросе безопасности, отправляясь в туристический поход, выучите следующие правила:

  1. Каждый член группы соблюдает санитарно-гигиенические нормы.
  2. Запрещается вредить окружающей среде, оставлять после себя мусор, использовать средства бытовой химии возле водоемов.
  3. Участки с небезопасными препятствиями (крутые спуски, резкие пороги рек и т. д.) в маршрут не включаются. Если обойти их не удается, при их пересечении использовать страховку.
  4. При пожаре, который потушить не получается, отступите на безопасное расстояние и вызовите пожарную бригаду.
  5. Путешествуя в незнакомой стране, избегайте тесных контактов с местными, не фотографируйте их без согласия.
  6. На маршруте, пролегающем через населенные пункты, можно стать жертвой воров. Поэтому ценности оставляем дома, одевайтесь неброско и просто.
  7. Воду, добытую из местных источников, кипятите, вздувшиеся или вызывающие сомнения консервы утилизируйте.

Страдающим хроническими патологиями следует проконсультироваться у лечащего врача: можно ли участвовать в турпоходе. Каждый участник должен быть проинструктирован на темы оказания первой помощи, правил противопожарной безопасности, поведения во время грозы, на воде и т. д.

Грамотная организация и проведение туристического похода – залог интересного, полезного и безопасного путешествия.

Организация туристического похода

Поход может иметь научно-познавательный, военно-патриотический, экскурсионный или любой другой характер. Причем даже вылазка выходного дня должна иметь четкую, доведенную до све́дения каждого участника цель.

Цель учебного похода – обучить новичков способам добычи огня в автономных условиях, рассказать, как ставить палатку, определять свое местоположение, правильно действовать в экстремальной ситуации и т. д.

Организация туристического похода

Цель учебного похода — это рассказать и показать новичкам как добыть огонь в автономных условиях, научить ставить палатку, ориентироваться на местности.

Цель спортивного похода – следование по маршруту при помощи компаса, преодоление препятствий, покорение бурных порогов, снежных перевалов и т. д.

Туристические прогулки благотворно влияют на самочувствие, психоэмоциональное состояние, а значит основной целью любого похода можно считать оздоровление.

Комплектование группы

Способ №1: сначала определяют цель похода, потом набирают группу из подходящих людей.

Способ №2: посильная цель подбирается для уже собранной группы желающих.

Организация группы

Укомплектовав группу, руководитель проводит собрание, на котором рассказывает о:

  • цели похода и его продолжительности;
  • маршруте (если разработан);
  • бюджете (сумма взноса для каждого);
  • необходимом снаряжении и экипировке.

Среди опытных членов группы распределяются обязанности. Выбирается заведующий финансами и провиантом. Он же покупает проездные билеты (если нужно перемещаться на транспорте) и оставляет походное меню.

Обязателен человек с навыками оказания первой медицинской помощи. На протяжении всего похода у него находится аптечка.

Выбор снаряжения для похода

Начинающие туристы стараются взять как можно больше вещей, а потом изнывают под тяжестью раздутого рюкзака. Такой поход не приносит ничего, кроме болей в спине и чудовищной усталости. Чтобы провести время с пользой, учитесь обходиться минимумом.

В заплечной сумке должны лежать:

  1. Вещи для ночлега.
  2. Средства для личной гигиены.
  3. Запас для приготовления пищи.
  4. Приборы для ориентирования: GPS – навигатор (запаситесь старой доброй бумажной картой и компасом, ведь чудо техники может разрядиться или сломаться).

В ходе Робинзонады, проводимой в Карелии, было правило: туристу-одиночке, остающемуся на острове, разрешалось выбрать только 7 предметов. Практически все выбирали один набор – крючки, леску, нож, топор, котелок, спальный мешок. Выдавался суточный запас провианта и рация (чтобы «Робинзон» мог заявить о своем возвращении на большую землю). Некоторым удалось продержаться 10 суток. Питались пойманной рыбой, собранными дарами леса. Эта история к тому, чтобы собирая рюкзак, вы делали правильные акценты.

Организатор проверяет содержимое каждой заплечной сумки или помогает собирать инвентарь.

Еда в поход или какую еду брать в поход

Запас еды и меню зависит от количества участников, продолжительности, сложности маршрута. Сам по себе туристический поход – это физическая нагрузка, при которой организм расходует много энергии. А восполнить энергию поможет еда.

Действуйте по шпаргалке:

  • определите меню на каждый день;
  • сформируйте перечень продуктов для каждого блюда;
  • рассчитайте количество провианта на весь период похода (учитывая меню, количество участников);
  • составьте список и распределите провизию между участниками, учитывая физические возможности каждого (учтите, женский рюкзак весит на 30% меньше).

Чем разнообразнее питание в туристическом походе, тем полезнее это для организма. Прием пищи осуществляйте трижды в сутки: горячая еда утром и вечером, сухой паек в обед.

Еда в поход

Кратковременные походы нетребовательны к продуктовой раскладке, а вот план питания для продолжительного путешествия должен быть продуман.

Закупая провизию, учитывайте предполагаемые нагрузки, погодные условия, а также следующее:

  • средняя суточная норма на одного участника группы – 3 тыс. кКал;
  • разовая норма взрослого: 70 г тушенки, кусок хлеба, 80 г макаронных изделий или крупы, 5 г чая, 25 г сахара;
  • вес суточного рациона на человека: 0,9 – 1,2 кг (чем продолжительнее путешествие, тем меньше).

Даже самый вкусный и питательный рацион не принесет пользы, если его вес будет выше нормы.

К основным походным продуктам относятся:

  • крупы;
  • хлебцы;
  • тушенка (в вакууме) или сушеное мясо;
  • чай, сахар, соль.

Остальная провизия добирается в зависимости от предпочтений и условий похода. В качестве калорийного перекуса подойдут: горький шоколад, сухофрукты, орехи, леденцы и т. д.

Спортивная классификация маршрутов

1. Общие положения и требования

Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

Спортивные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности — от I до III, и шесть категорий сложности (к. с.) — от I до IV.

Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с «Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов» и связанными с ним перечнями локальных препятствий — перевалов, вершин, пещер, так и в соответствии с данной ЕВСКМ. При сравнении с «Перечнем…» техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.

Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме.

Степень сложности Виды походов Протяженность, км Продолжительность, дней
3 Пешеходные, лыжные 75 6 — 8
Пешеходные в горах 60 6 — 8
Велосипедные 120 6 — 8
Водные 60 6 — 8
2 Пешеходные, лыжные 50 4 — 6
Пешеходные в горах 40 4 — 6
Велосипедные 80 4 — 6
Водные 40 4 — 6
1 Пешеходные, лыжные 30 3 — 4
Пешеходные в горах 25 3 — 4
Велосипедные 50 3 — 4
Водные 25 3 — 4

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.

Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже II к. с. По усмотрению МКК общая категория сложности комбинированного похода может быть на одну единицу выше, чем максимальная сложность его составных частей.

При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута «с элементами» походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.

Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного…) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.

Требования к категорийным походам приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода.

Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов
I II III IV V VI
Продолжительность похода в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20
Протяженность маршрута в километрах (не менее)
пешеходных 130 160 190 220 250 300
лыжных 130 160 200 250 300 300
горных 100 120 140 150 160 160
водных 150 160 170 180 190 190
велосипедных 400 500 650 800 1000
мотоциклетных 1000 1500 2000 2500 3000
автомобильных 1500 2000 2500 3000 3500
парусных 150 200 300 400 500
Количество пещер для спелеологов 5 4-5 1-2 1-2 1-2

Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.
Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25 % по сравнению с указанной в таблице 2) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75 % от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов — не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута.

В некоторых случаях для связки рек, пещер и т.п. с разрешения МКК допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.

Если у МКК, выпускающей группу в поход, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к. с.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета.

2. Видовые требования

Пешеходный туризм.

Оценка категории сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута», приведенной в приложении 1. При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями «Классификация пешеходных маршрутов» (ЦРИБ «Турист», Москва, 1990 г.).

Горный туризм.

Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов — от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в «Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов» и дополнениях к нему.

Категория трудности (к.т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки…) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у перевала 3Б означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства прохождением) перевалов 3Б.

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3.

Категория сложности похода Минимальное количество категорийных перевалов
всего в том числе категорий трудности
I 2 2
II 3 1 2
III 4 1 2
IV 5 1 1 2
V 6 1 1
VI 7 1 2 1

В горные походы могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория трудности восхождения или траверса, не являющегося элементом прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать трудность перевала, определяющего категорию сложности похода.
При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться «Таблицей оценки трудности перевалов» (см. приложение 2).

Лыжный туризм.

Оценка категории сложности маршрута осуществляется путем сравнения его с «Перечнем…» либо с использованием методики, приведенной в приложении 3.

Водный туризм.

При оценке категории сложности новых маршрутов, не вошедших в «Перечень…», рекомендуется руководствоваться данными, приведенными в таблице 4. Водные препятствия в зависимости от уровня воды могут иметь различную категорию трудности.

Категория сложности похода Минимальное количество локальных препятствий категорий трудности
1 2 3 4 5 6
I 2
II 1 2
III 1 2
IV 1 1 2
V 1 1 2
VI 1 2 1

Категория сложности походов с одновременным использованием нескольких классов судов засчитывается: для участников — по тому классу судна, на котором они совершают данный поход; для руководителя — по высшей категории сложности для участвующих в походе судов, если минимальное количество этих судов и минимальное число членов их экипажей удовлетворяет соответствующим требованиям «Правил проведения соревнований туристских спортивных походов».
При определении категории трудности отдельных препятствий (участков) рекомендуется руководствоваться их классификацией, приведенной в приложении 4.

Парусный туризм.

В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.

Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из следующих факторов: ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута); географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды и др.); туристкой освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий; наличия населенных пунктов.

Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут.

При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности.

Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пункты 3 и 4 таблицы 5). Такое совпадением будет соответствовать более высокой категории сложности похода.

N п/п Показатели Категория сложности походов
I II III IV V
1 Протяженность, км 150 200 300 400 500
2 Характерная ширина водоема, км до 5 до 20 до 200 неогра- ничена неогра- ничена
1 Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств, км 0,5 3 8 15 20
1 Наибольшая разрешенная для плавания скорость ветра, м/с (сила ветра, баллы) 5-6 (3,5) 6-7 (4) 7-8 (4,5) 8-9 (5) 12-13 (6)

Протяженность походов должна соответствовать указанной в таблице 5. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность увеличивается на 20 %).
С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 6.

Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
всего 1
I 5 3-4 1-2
II 4-5 2-3 1-2
III 1-2 2 или 1
IV 1-2 2 или 1
V 1 1

Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.
Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

Оценка категории сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования велосипедного маршрута», приведенной в приложении 5.

Автомототуризм.

Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования автомотопоходов», приведенной в приложении 6.

Обеспечение безопасности в походе

Очень важно, чтобы наполненный впечатлениями туристический поход не закончился на больничной койке. Многое зависит от квалификации инструктора, внимательности членов группы.

Причем самая большая опасность – открытый огонь:

  1. Не разводите костры под деревьями или недалеко от торфяников.
  2. Следите, чтобы усилившийся ветер не перекинул пламя на окружающие предметы, сухую траву.
  3. Обложите место разведения камнями, чтобы пресечь распространение огня.
  4. Покидая лагерь, заливайте кострище водой.

Что такое походы без рюкзаков

Поход без рюкзаков – это комфортный поход налегке, не требующий особой подготовки. В таком походе вы без усталости преодолеете дистанцию между стоянками, сполна насладитесь окружающими видами, ощутите приятную легкость движений.

Что такое походы без рюкзаков

Облегченные походы бывают:

  • с постоянной стоянкой – откуда вы будете уходить в разных направлениях и возвращаться для ночлега;
  • со сменой базы – вещи будут следовать за вами на автомобиле.

Кому подойдут походы без рюкзаков

Увлекательный полноценный отдых подходит как для пробующих свои силы новичков, так и для опытных туристов. Для путешествия с детьми подойдет тур «Горный калейдоскоп».

Классификация пешеходных походов и разрядов

Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий, географического показателя района, автономности маршрута, напряжённости маршрута и др. В зависимости от этого походы подразделяются на:

  • походы выходного дня;
  • походы 1-3 степени сложности — в детско-юношеском туризме;
  • категорийные походы с 1 по 6 категорию сложности (к. с.). Первая категория — самая простая, требующая минимальный набор знаний; шестая категория — самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения.

Классификация пешеходных маршрутов
и разрядов

Сложность маршрута Протяжённость, не менее км Продолжительность, не менее дней
1 степень сложности 50 3-4
2 степень сложности 75 4-6
3 степень сложности 100 6-8
I категории сложности 100 6
II категории сложности 120 8
III категории сложности 140 10
IV категории сложности 170 13
V категории сложности 210 16
VI категории сложности 250 20
  • туристы, достигшие 12-летнего возраста и участвовавшие в течение года в одном или нескольких туристских походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 километров пешком, награждаются значком «Турист России»;
  • юн. — юношеский разряд; раз. — взрослый разряд; КМС — кандидат в мастера спорта; МС — мастер спорта России: ж — женщины, м — мужчины.
  • для прохождения похода каждой категории сложности, участники должны иметь опыт участия в походах предыдущей категории сложности, а руководитель иметь опыт участия в данной категории, и опыт руководства походами предыдущих категорий. Для участия в 1 к.с. рекомендуется иметь опыт участия в походах выходного дня (ПВД).

Оценка сложности похода по продолжительности и протяжённости носит ориентировочный характер и не является определяющей. Более точное определение категории сложности маршрута приводится в «Приложении 1. Методика категорирования пешеходного маршрута» к «Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ)».

Гид по пешему туризму: 10 маршрутов для походов по России и миру на выходные и отпуск

Вы прочли наш текст о медленном туризме и решили провести этот отпуск не на шезлонге с коктейлем в руках и не в километровой очереди в музей, а на природе с рюкзаком за плечами. Вариантов, куда пойти в поход, примерно миллиард. Как выбрать направление, на сколько дней планировать путешествие, что брать с собой, на какую сумму рассчитывать? Мы пообщались с опытными пешеходными и велосипедными туристами и подобрали для вас несколько удобных и интересных маршрутов.

Автор благодарит за помощь и консультацию Олега Братцева, Дмитрия Сергеева, Артема Коневских, Екатерину Дыба, Максима Тарасова, Франческу Опус, Антонино Френда, Марко и Элену.

Начнем с малого. Допустим, в душе вы Федор Конюхов и мечтаете обойти пешком весь Кавказ или пройти путь Святого Иакова, а на деле палатку со спальником видели только у дедушки на фотографии. В этом случае стоит начать с малого и пойти, например, в небольшой поход на выходные, чтобы оценить уровень своих сил, комфорта и удовольствия от процесса. Мы подобрали несколько простых маршрутов, которые подойдут новичкам (или тертым походным калачам, которым до отпуска еще далеко, а на выходные не хочется оставаться в городе).

Дунилово, Ивановская область

Ради чего ехать. Ради русской архитектуры, храмовых комлпексов и левитановских пейзажей. Маршрут короткий и очень легкий, отлично подойдет новичкам.

Некогда Дунилово являлось крупным торгово-промышленным центром: через него проходили торговые пути из Иваново, Ярославля, Костромы, Москвы и Нижнего Новгорода. Сейчас от былой промышленной славы осталась только небольшая ткацкая фабрика, красивые жилые дома и знаменитая на всю округу пекарня.

Село входит в список значимых мест для паломников: на территории сел Дунилово и Горицы (которое находится на другой стороне реки Тезы, но официально считается частью Дунилово) сохранилось 11 церквей. Все они строились в разные эпохи, потому по архитектуре не похожи друг на друга (подробнее можно почитать здесь).

Самый крупный и отреставрированный комплекс — Свято-Успенский женский монастырь. В Введенье находится один из древнейших монастырей России — Николо-Шартомский.

Маршрут: Шуя — Введенье — Дунилово

Как доехать. Из Москвы можно добраться на автобусе до Шуи. Отправление от Щелковского автовокзала, в пути чуть больше 6 часов (без учета пробок на Горьковском шоссе), стоимость билета — около 800 рублей.

От Шуи до Введенье — 15 км. Можно сэкономить силы на просмотр достопримечательностей и доехать на автобусе (34 рубля за билет, в пути полчаса). От Введенье до Дунилово — примерно 7 км. Можно пройти по асфальтированной дороге, можно по полю.

Еда и ночлег. Лучше разбить палатку в Дунилово на стоянке с другой стороны реки. На случай: в селе есть одна гостиница, но цены кусаются.

На следующий день можно вернуться обратно тем же маршрутом, или же сесть на автобус из Дунилово до Шуи: билет стоит около 50 рублей, есть утренний и вечерний рейсы.

Фото: Obrattsev

Клязьминско-Лухский заказник, Владимирская область

Ради чего ехать. Природа, водоемы, легенды. Заказник — уникальная особо охраняемая территория площадью 43 450 гектаров.

Главные достопримечательности. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, озеро Великое и озерно-болотная сеть (озера Кщара, Юхор, Большие и Малые Гаравы и др.). Подробнее о заказнике и об условиях посещения можно почитать здесь.

По преданию, название озера Кщара пошло от пещер, где проживал Кощей Бессмертный. В XVII веке в этой области был один из центров раскольничества.

Маршрут: Вязники — деревня Артемково — озеро Кщара — озера Малые и Большие Гаравы — озеро Светленькое — озера Малое Поридово и Поридово — озеро Юхор — Кщарский исток — Вязники (около 50 км)

Как добраться. На скоростном электропоезде «Ласточка» (Москва — Нижний Новгород) или поездом дальнего следования до станции Вязники. Время в пути от Москвы — около трех часов. Цена варьируется от 400 до 2000 рублей.

Другой вариант — автобус, который отправляется с Щелковского автовокзала, 700 рублей за билет (обратите внимание, что маршрут проходит по Горьковскому шоссе, так что время в пути может варьироваться от почти 5 часов до бесконечности). Или же BlaBlaCar.

От Вязников до Артемково — около 8 километров, ходят автобус, такси, можно использовать свои две.

Карту с указаниями можно посмотреть здесь.

Еда и ночлег. Обратите внимание, что на территории заказника запрещено разжигать костры, только в мангале. Не забудьте средство от комаров и резиновые сапоги — местность болотистая. У озер организованы места для стоянок со столами, картами, удобными спусками к воде.

Продукты можно закупить в Вязниках по приезде, воду набрать в колодце у села Артемково или набирать из озер (говорят, вода из Кщарского истока не требует кипячения). В зависимости от сезона леса заказника богаты грибами и ягодами.

Фото: Obrattsev

Усьвинские столбы, Пермский край

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Ради чего ехать. Ради пейзажей из фильма «Географ глобус пропил», а также ради ландшафтных памятников природы, водопадов и карстовых пещер.

Как доехать. От Пермского автовокзала ходит автобус до станции Усьва, стоимость билета около 450 рублей, в пути 3,5 часа.

Маршрут: Пермь — Усьва — Усьвинские столбы (около 8 км) — Каменный город (7 км)

От поселка надо спуститься под железный мост и идти примерно 5 километров вниз по течению реки. Дорога хорошо протоптана туристами, так что проблемы сбиться с пути не будет — зато может стать проблемой найти место на стоянке. Места очень популярны, особенно среди любителей сплавляться по реке.

У деревянной беседки нужно свернуть на тропу направо и пойти вдоль и вверх по скале. Стена из скал высотой 120 метров тянется вдоль реки на протяжении нескольких километров, подъем проходит через Столбовой грот, где ученики географа Служкина в фильме разводят костер. Впрочем, так было задолго до истории учителя географии — еще во время палеолита, так что грот является историко-археологическим памятником.

Стоит потом подняться на «панорамную крышу» грота и полюбоваться уральскими лесами и главной достопримечательностью — скалой-останцем Чертов палец. За столбами начинается ландшафтный памятник Большое бревно высотой 90 метров и протяженностью 500 метров вдоль реки.

Порог реки, по которому сплавлялись школьники, находится вверх по течению Усьвы, у поселка Шумихинский (10 км от поселка Усьва).

Геоморфологический памятник Каменный город в фильме «Географ» не увидеть, но обойти его вниманием нельзя: это, пожалуй, самое популярное и необычное место Пермского края. Побольше почитать о нем можно здесь. Наберите воды и провизии заранее в Усьве: в Каменном городе водоемов нет.

На обратном пути можно прогуляться по самой Перми с аудиогидом по местам съемок фильма (ну или, наоборот, начать с него путешествие).

Большой Иремель, Республика Башкортостан

Источник

Ради чего ехать. Уникальная природа Южного Урала. За последнюю пару лет Башкирия стала набирать обороты у туристов (и зимой, и летом), но при этом пока еще не стала «российской Турцией», а республика активно инвестирует в сервисы и комфорт для туристов.

Как доехать. Добираться довольно удобно: до Уфы летают много рейсов разных авиакомпаний, в том числе довольно бюджетных (например, «Победа»).

Неважно, с организованной группой ли вы путешествуете или в одиночку, но не меньше чем за десять дней до начала похода вам надо зарегистрироваться на сайте МЧС Республики Башкортостан. Впрочем, регистрироваться стоит всегда, где бы вы ни путешествовали.

Несколько подробно описанных маршрутов с картами можно найти здесь.

Башкирия подходит для пеших походов, велосипедных и конных, так что, если вы давно давно хотели закусить удила, то можно, например, обратиться к этим организаторам.

Одна из главных достопримечательностей — гора Большой Иремель (относящаяся к горному массиву Иремель), вторая по высоте точка Южного Урала (1582 м). Поход туда может быть отличным вариантом на выходные или же первым пунктом в длинном путешествии.

Маршрут: Уфа — Тюлюк (250 км) — КПП (вход в природный парк) (7 км) — Иремель (около 6 км)

От Уфы до села Тюлюк 250 км. Можно добраться на автобусе (уезжает в пятницу вечером, возвращается в воскресенье вечером, стоимость — 1300 рублей в обе стороны).

Подготовьте морально ваш вестибулярный аппарат к тому, что последний участок дороги не асфальтирован. Телефонная связь почти не ловит.

От Тюлюка до входа в природный парк можно добраться на своих двоих (примерно 7 км), а можно на машине тысячи за полторы (таблички «Заброска на Иремель» вы найдете на каждом третьем доме в селе). Второй вариант менее энергозатратный, а энергия вам еще понадобится при восхождении на вершину.

Входной билет стоит 30 рублей. От входа в парк до самой вершины есть несколько троп: нижняя, средняя и верхняя, по ссылкам вам откроются подробные GPS-треки протяженность от 5 до 7 км. Заблудиться и сбиться с пути довольно сложно: тропы хорошо протоптаны, деревья по ходу маршрутов помечены краской, много отметок о количестве оставшихся километров.

Еда и ночлег. Здесь немало палаточных стоянок, где можно остановиться на ночлег, на официальных стоянках можно разводить костер. Источников воды предостаточно — источники, родники, реки.

Важно правильно подобрать крепкую непромокаемую обувь, подходящую для горного трекинга, а не плестись в любимых кедах.

Обязательно взять ветровки, утепление, защиту от дождя: чем выше вы поднимаетесь, тем сильнее понижается температура. Дожди на Иремеле совсем не редкость.

Если маршрут вас заинтересовал, но при этом желания путешествовать дикарем у вас так и не появилось, можно обратиться к одному из множества туроператоров и примерно за 4500 рублей поехать в организованный тур с трехразовым питанием. Выезды бывают из Уфы, Челябинска, Оренбурга и разных других городов.

Камчатка

Фото: Артем Коневских

Ради чего ехать. Ради вулканов или наблюдений за касатками и китами, ради серфинга без толп на лайн-апе или фрирайда на сноуборде и горных лыжах в любой сезон, ради сплавов по реке, рыбалки, ради полной перезагрузки и непередаваемых впечатлений. Проще сказать, ради чего не надо ехать: городского комфорта, цивилизации и отменного сервиса.

Как доехать. Следить за акциями «Аэрофлота». Летом стоимость билетов одинаково высокая, зимой одинаково низкая, но если не упустить момент, можно взять билеты туда и обратно Москва — Петропавловск-Камчатский в межсезонье тысячи за 22–25.

Маршрут. Камчатка — такой насыщенный природными достопримечательностями, развлечениями и опасными особенностями край, что, возможно, новичкам всё же следует обратиться за помощью организаторов. В том числе потому, что советовать маршруты на выходные после почти 9-часового перелета кажется довольно нелепой затеей.

Тем более сейчас полуостров набирает такую популярность и развивает свои туристические сервисы, что вариантов интересных и не очень дорогих туров очень много, а лезть в воду, не зная брода, может оказаться себе дороже во всех смыслах.

Опытные камчатковеды советуют обращаться сюда или сюда. Для самых стойких и любознательных есть интересные туры на Камчатку (и не только) вот здесь. Еще есть замечательная альтернатива сочетать путешествие ногами с катанием на доске под руководством вот этих ребят.

Вариантов и нюансов много, так что возьмите себе время «на подумать»: поездку на Камчатку стоит планировать заранее, хотя бы за полгода.

Еда и ночлег. Если не отъезжать далеко от Петропавловска-Камчатского или довольствоваться однодневными экскурсиями, можно жить в отеле или гостиничном домике. В остальных случаях возможность найти по дороге мотельчик равна нулю, так что придется спать в палатке и спальнике с «температурой комфорта» не выше 0 градусов.

Едой тоже придется запастись заранее. Молочные продукты, фрукты и овощи стоят ощутимо дороже, чем на «материке», зато рыбы, морепродуктов и икры будет вдоволь. Еще чего будет не хватать — это мобильной связи и интернета, но не за этим ли вы, собственно, и едете?

В случае каких-то непредвиденных обстоятельств у гидов есть рации для экстренной связи, так что совсем быть отрезанными от цивилизации и без возможности попросить помощи не придется.

Особенно обратите внимание на снаряжение. В любой сезон вам может оказаться холодно, зябко или мокро. Многие еще опасаются ехать на Камчатку из-за риска встретить медведя. Так вот, медведи и дикие животные не гарантируются, а с комарами повстречаться точно придется. Так что запаситесь заранее специальными средствами и накомарником.

Европа своими ногами

Если вы собрались пройти галопом по Европам, то вот несколько довольно популярных направлений, по которым не очень сложно организовать самостоятельное путешествие.

Собираясь дикарем в другую страну, в первую очередь обратите внимание на то, что у них там с разрешениями на жизнь в палатке: во многих странах «дикий» кемпинг запрещен.

Например, в Германии, Италии или Франции теоретически можно установить палатку на частной территории, но при условии, что вы спросили разрешения у хозяина, и он милостиво согласился. А в Венгрии, Нидерландах или Греции не поможет даже разрешение.

Можно останавливаться в кемпингах и платить небольшую плату за стоянку (в зависимости от сезона и страны цены могут варьироваться от 4 до 15 евро за ночь с человека), но стоит ли оно того, если цены в хостелах, пансионах или приютах для паломников стоят примерно столько же, а при этом не надо тащить на своем горбу палатку, еду и кастрюльки?

Дорога Франков, Италия

Фото: Франческа Опус

Ради чего ехать. Ради главной дороги паломников, итальянских пейзажей и памятников культурного наследия в городах по пути. Собственно, именно там вы увидите настоящую Италию, а не в километровой очереди в Колизей и не на грязном пляже Римини.

Как доехать. Путь можно начать и закончить в любой точке дороги — совсем необязательно начинать его в Кентербери и идти до Рима. Удобнее всего будет долететь до Милана или до Болоньи и оттуда доехать на поезде до станции Fiorenzuola (в пути чуть больше часа, билет стоит 9–11 евро). Или же можно долететь до Генуи и оттуда доехать на поезде до станции Sarzana (то же время в пути, та же сумма), таким образом вы начнете свой путь чуть ближе к Риму, оттуда будет удобно возвращаться обратно.

Маршрут. Всю информацию о маршруте и GPS-треки можно скачать здесь. Путь разделен на много разных отрезков, в любой момент можно решить свернуть с кривой дорожки, дойти до ближайшего «узла», сесть на автобус или поезд и вернуться в цивилизацию.

Или вообще уехать на море: путь лежит через холмы, по береговой линии не проходит, но Италия тем и прекрасна, что из любой точки можно добраться до моря максимум за пару часов.

Еда и ночлег. Перед тем как отправиться в путь, надо оформить паспорт паломника, например, онлайн (на той же странице найдете перечень мест, где можно остановиться на ночлег и перекусить). На каждой точке маршрута не забывайте ставить штампик: документ дает скидки на жилье и питание по дороге.

Койка в пансионах будет стоить 6–10 евро, иногда в стоимость входит ужин, «номера» делятся на женские и мужские. Если путешествуете небольшим составом, то бронировать заранее необязательно.

День пешехода начинается рано, до начала жары, чтобы к полудню уже начинать отдыхать. Источники воды можно найти по дороге, еду стоит взять с собой. Если вам лениво таскать с собой тяжелый рюкзак, можно воспользоваться сервисом транспортировки багажа, но подобный каприз влетит в копеечку: стоимость составляет 15 евро за сумку за каждый этап пути.

Еще один бонус — это знакомства. По дороге можно встретить людей из самых разных стран, культур и услышать их невероятные истории. Или можно ни с кем не знакомиться, если для вас это не бонус, а пытка.

Альтернатива: путь Святого Иакова

Стоимость путешествия, условия проживания и питания и предоставляемые сервисы примерно те же самые. Как и где оформить паспорт паломника, можно почитать здесь. Отправиться в путь можно из Португалии, Франции или Испании. Заодно этот маршрут очень любим путешественниками со всего мира, в том числе нашими соотечественниками, так что по нему проще всего найти информацию.

Фото: Антонино Френда

Остров Корсика, Франция

Ради чего ехать. Ради моря, скал и бережно охраняемой дикой природы. Маршрут подойдет тем, кому хочется провести отпуск среди лесов и животных, но некомфортно быть совсем вдали от цивилизации.

Как доехать. Лететь из России до Корсики дорого и мучительно, гораздо проще долететь на «Победе» до Генуи (около 15 тысяч рублей за билет в обе стороны), а оттуда доплыть на пароме до Бастии (плыть всю ночь, стоимость около 25 евро с человека, если не брать каюту).

Маршрут. Самый известный и красивый маршрут Корсики — GR 20, но он подойдет только тертым калачам: если вы с походами на «вы», то лучше начните с чего попроще. Например, с маршрута «Oт моря к морю — Север» (Mare a mare Nord). Существуют еще два пути от моря до моря — центральный и любимый автором южный, но до их отправных точек сложнее добраться, а путь до Корсики уже не очень прост по логистике. До начальной же точки этого маршрута, Мариани, легко доехать на автобусе от Бастии. Путь занимает 137 км и рассчитан примерно на 5–6 дней.

Источник

Еда и ночлег. Здесь можно найти список gîte d’étape — пансионатов для путешественников, где можно остановиться со своей палаткой (от 5 до 15 евро за ночь с человека) или попросить койку (от 15 до 30 евро с человека, в стоимость обычно входит еда).

Для желающих отдыхать с большим комфортом есть отели. На пути попадается много источников воды и фонтанчиков.

Цены на Корсике не самые низкие, но разбивать палатку где придется очень не рекомендуется: рискуете встретить, во-первых, стражей порядка, которые вас за такое оштрафуют, а во-вторых, диких кабанов. Ни одна из этих встреч вам не доставит удовольствия.

Маршрут довольно простой и обозначен указателями, но сбиться с него довольно просто, так что лучше заручиться GPS-треком: как вы видите на карте, у маршрута несколько ответвлений, поэтому потеряться не потеряетесь и даже, может, только выиграете в плане впечатлений, но можете знатно увеличить расстояние, а отдых всё же не резиновый.

Подойдет маршрут и пешеходам, и велосипедистам.

Лучше всего ехать поздней весной или не очень ранней осенью: зимой многие пансионаты закрыты, в горах лежит снег или хлещут проливные дожди, а летом стоит невыносимая жара. При этом чем дальше от высокого сезона, тем сложнее будет найти хоть мало-мальски обустроенные пляжи, но не для всех это проблема.

От последней точки маршрута, Каржез, легко доехать до Аяччо, столицы острова, города, где родился Наполеон. Оттуда можно доехать на автобусе обратно до Бастии или же доплыть на пароме до Ниццы, и от Ниццы уже доехать до Генуи на поезде (около 4 часов и 25 евро).

Рейнская велосипедная дорожка (Швейцария, Франция, Германия, Нидерланды)

Ради чего ехать. Хорошая велосипедная дорога от швейцарских Альп до Роттердама — от истоков до устья реки Рейн; развитая велосипедная инфраструктура, путешествие преимущественно по равнинам. Можно сочетать спортивный отдых с образовательным: маршрут лежит по культурным достопримечательностям нескольких стран: Швейцарии, Германии, Франции и Нидерландов.

Как доехать. Проще всего долететь прямым рейсом до Цюриха и оттуда за час и 10 евро добраться до Базеля. Это последняя точка дорожки на территории Швейцарии, так что можно или поехать на юг страны (примерно 380 км), но будет интереснее и проще в физическом смысле (по географическим причинам) поехать по направлению к северу Европы.

Источник

Маршрут: от Базеля до конечной точки, городка Тил, примерно 850 км, оттуда до Амстердама (65 км)

После Базиля можно поехать по западной части Рейна, то есть по территории Франции — деревушкам Эльзаса, Страсбургу и потом въехать в Германию в город Карлсруэ. Или же можно придерживаться восточной, немецкой части реки, с заездом в Вормс и Шпайер. На карте можно найти все подробности пути и достопримечательности.

Еда и ночлег. Найти место, где поесть, переночевать или починить велосипед, не доставит никаких проблем, так что, с одной стороны, можно заранее ничего не бронировать и путешествовать себе в удовольствие, останавливаясь и отдыхая, когда захочется. С другой стороны, маршрут всё же довольно популярный, так что в последний момент может оказаться, что до ближайшего бюджетного хостела со свободными койками евро за 15 надо крутить педали еще километров сто. «Дикий» кемпинг на территориях проезжаемых стран запрещен.

Можно облегчить себе путь и обратиться к услугам одного из множества туроператоров: например, чтобы взять велосипед напрокат или оформить услугу «транспортировка багажа».

Кстати, про перевозку велосипеда: стоимость перелета с двухколесным другом зависит от авиакомпании и от тарифа, довольно подробный разбор актуальных условий разных авиаперевозчиков можно найти здесь.

Альтернатива

Романтическая дорога через всю Германию, по которой советуют ехать с севера на юг, а не наоборот (больше вероятность встретить попутный ветер).

Исландия

Фото: Артем Коневских

Ради чего ехать. Одно из самых интересных направлений для путешествия на велосипеде. Сервисов и удобств здесь больше, чем на других островах или в диких глубинках, а пейзажи гораздо разнообразнее и удивительнее европейских ландшафтов. Тем более Исландия — страна дорогая, и ноги или горный велосипед да палатка —прекрасный способ сэкономить и позволить себе всласть попутешествовать.

Как доехать. Прямыми рейсами из России летает только авиакомпания S7 два раза в неделю. В высокий сезон (летом) цены от 22 тысяч и до бесконечности за билет в оба конца. Лететь с пересадкой и в межсезонье может быть значительно дешевле.

Маршрут. Главная дорога в Исландии одна, кольцевая, протяженностью примерно 1300 км, так что можно начать свое путешествие сразу из аэропорта в Кефлавике, заезжая по дороге к достопримечательностям (список которых можно найти, например, здесь). Полностью проехать всё кольцо будет далеко не всем под силу, но стоит решать, сколько ехать, по ходу дела. Устали или испортилась погода — слезайте с велосипедов, отдыхайте и возвращайтесь в аэропорт на автобусе.

Обратите внимание, что место для велосипеда в автобусе должно быть забронировано заранее и что в некоторых транспортных компаниях провоз велосипедов оплачивается (примерно 4000 крон — около 30 евро).

Еда и ночлег. Еще недавно в Исландии правила дикого кемпинга были очень лояльными. Пару лет назад из-за участившихся случаев вандализма всё изменилось, и теперь разбить палатку где придется уже не разрешено.

Большая часть земель является частной территорией, и можно попробовать заручиться согласием хозяина. Или не создавать себе сложностей и остановиться в кемпинге (вот удобная карта кемпингов по всей стране), стоимость — от 2000 до 2700 крон (15–20 евро).

И в кемпингах, и в хостелах бывают полки или коробки с бесплатной едой, которую оставляют посетители. Иногда оставляют также газовые баллоны для приготовления еды на газовых горелках.

В магазинах многие продукты стоят гораздо дороже по сравнению с ценами в России, но какие-то вещи, например консервы, могут стоить абсолютно адекватных денег. Питьевую воду можно набрать просто из-под крана или в ручьях и реках.

Очень важно правильно подобрать снаряжение. В Исландии с каждым шагом может меняться не только пейзаж перед глазами, но и погода. Стоит обязательно взять дождевик, неопреновые носки, трекинговые палки для пешеходов или защиту для коленей для велосипедистов (например, футбольные носки). Полчищ комаров или крупных диких животных можно не опасаться.

Еще пара советов от опытных путешественников: во-первых, стоит запихнуть на ночь всё оборудование в спальник, так как от холода теряется емкость аккумуляторов.

Во-вторых, если собираетесь переместиться из точки А в точку Б на автобусе по сельской местности, забросив рюкзаки в багажное отделение, стоит заранее всё обернуть чем-нибудь непромокаемым или просто не класть рюкзак на самое дно — автобус может проехать несколько бродов и рек, и ваш багаж зальет водой.

Трудности, с которыми, придется столкнуться на любом маршруте

Насекомые. «Много комаров» в городе не имеет ничего общего с тем же самым понятием на природе, особенно в болотистой местности. Клещей гораздо сложнее заметить, зато и последствия тяжелее устранять. Обязательно стоит взять с собой какое-нибудь средство от насекомых. У европейских походников большой популярностью пользуются «аутан» и «биокилл» (не имеет ничего общего с отечественным одноименным препаратом для защиты растений).

Мозоли. Запаситесь заранее пластырями и бесшовными носками, если не хотите «идти по стопам» Андерсеновской русалочки.

Неудобная обувь. Подберите хорошую обувь для трекинга, не собирайтесь в путешествие в «найках» для бега. Сэкономьте на отеле, ресторане или сувенирных магнитиках, но не на удобных ботинках. А заодно и запаситесь неопреновыми носками, особенно если едете в такую местность, где большая возможность промочить ноги.

Тяжелый рюкзак. В городе нам кажется, что нас окружает миллион незаменимых вещей, на деле оказывается, что самое важное — это не убитая в хлам спина. Вот здесь, например, можно посмотреть видео с полезными советами, что не стоит брать с собой.

Полезные ссылки:

  • Как подготовиться к походу: составить раскладку, продумать маршрут, составить список продуктов, распределить с участниками, кто что несет.
  • Составленные маршруты по России и куча полезных советов начинающим походникам.
  • GPS-трекии советы по маршрутам.
  • Маршруты мира для путешествий на любом виде транспорта.
  • Рельефные карты для велосипедистов и пешеходов — очень удобные при составлении самостоятельного маршрута, но сложны в использовании для новичков.
  • Группы в контакте: «Искренние путешествия», «Книга выживания», о еде и не только «Готовим в походе».

Пейте много воды с электролитами, много спите и смотрите в оба: как бы ни развивалась в последнее время картография и наблюдение со спутников, наибольшая часть интереснейших мест, остатков культурных памятников и невероятных пейзажей так и не отмечены на картах.

Если устали и не получаете от своей затеи больше никакого удовольствия — забейте и останавливайтесь в удобном отеле или со спокойной совестью возвращайтесь домой.