Поздравление на свадьбу на калмыцком языке

Читателям АРД – наилучшие благопожелания на монгольских языках к празднику Белого месяца

Традиционный уклад калмыцкого народа формировался в течение сотен лет. И оседлые, и кочевые калмыки с почтением относились к старшим, порицали грубость и сплетни, а родственные связи были чрезвычайно сильны, обеспечивая преемственность поколений. Каждый калмык должен был знать свою родословную до седьмого колена. Калмыцкая свадьба в полной мере отражает самобытную культуру этого народа и мудрость пращуров. Обрядовые таинства, проводимые в период торжеств, призваны облегчить молодым вступление в новую, самостоятельную жизнь, оградить от недобрых сил и обеспечить благополучие и рождение здоровых детей.

Историческое прошлое

Калмыки, потомки западномонгольских ойратов, перебрались в низовья Волги в середине XVII века, когда у них произошли разногласия с другими обитателями Джунгарского ханства.

На новом месте было образовано Калмыцкое ханство. Позднее оно было упразднено российскими государями.

Калмыцкому народу пришлось пережить тяжелейшие несчастья во время существования в составе СССР. Они потеряли автономию, подверглись депортации, в результате чего лишились больше половины своего населения.

Только к 60-м годам прошлого столетия калмыков реабилитировали. Сейчас их государство входит в состав Российской Федерации под названием Республика Калмыкия.

Читайте также: Смена фамилии через некоторое время после замужества: куда обратиться и какие документы придется заменить?

В ней два государственных языка – русский и калмыцкий.

Калмыки и лотос

Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.

Калмыкия – единственное государство в мире, у которого и на гербе, и на флаге изображён лотос. По-калмыцки, лотос – это «бадм». А на санскрите – «падма», на тибетском языке – «пад-ма».

Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»

Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.

Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.

Повседневная жизнь

Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие юрты, утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.

В кибитках обитали более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.

Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.

Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.

Кстати сказать, раньше у калмыков не было принято хоронить умерших. Их оставляли в степи на съедение хищникам. Сейчас на похороны приглашают ламу, который «указывает» путь отошедшему в мир иной.

Символичные кушанья

Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.

Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.

  • в виде солнца обязательны на праздники;
  • в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
  • как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
  • формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
  • похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
  • небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
  • шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
  • шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.

Главные торжества

Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.

Читайте также: Традиции чеченцев – гостеприимство, семья и свадьбы в Чечне

В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.

Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.

И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

Статья: «Калмыцкая свадьба»

Калмыцкая свадьба

Автор: Лавдуева Александра Александровна

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

Научный руководитель: Мукабенова Татьяна Петкаевна, воспитатель

К свадебному торжеству калмыки подходят ответственно, все должно быть празднично и красиво. Обе стороны стараются показать себя во всей красе.

Вначале проходит сватовство. На сватовстве гелюнгом указывается день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются родители жениха и родственники со стороны матери и отца. Сватаются по традиции. Везут с собой гостинцы: ящик водки, баранье мясо, 15 лепешек (целвг), конфеты и печенье. За праздничным столом решаются все вопросы, ради которых сваты приехали: о дне свадьбы, о количестве гостей, какие цвета ниток должны присутствовать в өлгц, о приданом, о подушке, о выкупе за невесту.[1]

Нынче свадьбу справляют в один день.

За два дня до свадьбы начинаются свадебные обряды. Родственники невесты дарят подарки к приданому. Невесту дружно готовят: родные срезают ногти, локон, от приданого отрезают нитки. Все это сжигается. Данный обряд означает, что девушка выходит замуж и оставляет родительский дом навсегда. В доме мужа ей дадут новое имя, которое символизирует начало нового жизненного этапа.[2]

В доме жениха снаряжают свадебный поезд. Возглавляет делегацию дядя по отцовской линии, брат или старший в роду. Число делегатов обязательно должно быть нечетным. Среди них не должно быть молодых незамужних родственниц. Свадебная делегация выезжает рано утром, чтобы успеть зайти в дом сватов до обеда. Выезжают и въезжают в дом только с правой стороны (по солнцу).

В первую очередь, после приезда гостей в дом невесты, заносят подарок женщинам, «берячудин хот» («подарок молодухам»). Затем вносят чай, масло, вареную баранину, сладости. В последнюю очередь заносят спиртное.[3]

После всех церемоний гости проходят в дом и совершают обязательные ритуалы: моют руки, полощут рот, молятся, и, только после этого, садятся за праздничный стол. Начинается свадебная трапеза, сопровождаемая обрядами, которых очень много, смысл каждого из них в пожелании счастья и удачи молодоженам. Сначала подносят чай сватам, далее старший из сватов произносит речь, объясняя причину приезда, и благопожелание. Далее гостей угощают, причем сначала разливается водка хозяев, а затем уже открывают гостинцы, привезенные родственниками жениха, предварительно берут оттуда дееҗ, и затем выкладывают их на стол. Варится мясо, привезенное сватами.

Трапеза длится недолго, потому что свадебный поезд ждут в доме жениха и вечером все родственники собираются на торжество в ресторане.

Читайте также: Кабардинская свадьба: традиции, обычаи, современная трактовка. Обычаи и традиции кабардинцев

По традиции невесту должны ввести в дом жениха до обеда. Гостей угощают водкой, те произносят тост на прощание и принимают подарки от невесты. Хозяева желают гостям белой дороги и счастья. Перед выходом, старший из сватов дотрагивается до приданого рукой и кладет деньги, после чего приданое выносят из дома. Родственники невесты дотрагиваются руками до парней, что сопровождают свадебный поезд жениха. Невеста должна помолиться, находясь в родительском доме, затем на ее голову накидывают платок и выводят из дома и сажают в машину жениха.[4]

Свадебный поезд отправляется к дому жениха, сопровождаемый также некоторыми родственниками невесты. Всех встречают перед домом, угощают и произносят благопожелания. Сначала в дом заносят приданое, затем входят жених и невеста, а после родственники.

Теперь уже родственники невесты считаются гостями и занимают почетные места. К ним относятся внимательно и уважительно, перед ними кладут лучшую еду. Домой собираются ближе к вечеру, их провожают, даря подарки, а они одаривают невесту.

После ухода гостей в доме жениха проводятся еще некоторые ритуалы. Невесте до полуночи разделяют волосы на две косички. Девушка, стоя на коленях, молится богу и предкам жениха, и переодевается в одежду, которую ей приготовили заранее его родственники. Далее, после проведенных ритуалов, необходимо сварить калмыцкий час и преподнести его родителям жениха, вовремя чего невесту называют новым именем.[5]

Родители приезжают навестить свою дочь после свадьбы обязательно со своим угощением. Это ритуал закрепления нового родства. После него девушка с молодым женихом и его родителями может посетить родительский дом. Родственники невесты одаривают подарками дочь, зятя, сватов.

Так проходит свадьба у калмыков.

2. Пальмов Н.Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период его пребывания в пределах России. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007.

3. Ользеева С.З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста, 2003.

4. Батмаев М.М. Семья и брак в традициях калмыков. Элиста: ГУ «Изд.дом «Герел»», 2009.

5. Дарбакова В.П. Старое и новое в семейной обрядности калмыков.

Народная этика

У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.

Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.

После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место. Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.

Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.

Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом эпосе под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.

Эпосу около тысячи лет, и сохранился он до наших дней благодаря жителям, которые наизусть знали все его песни и передавали их устно следующим поколениям.

У калмыков не принято хвалить своих жён, но для укрепления духа и поднятия авторитета повсеместно расхваливают мужчин. Существует даже пословица «Без похвалы нет богатыря».

Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.

  • Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
  • Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
  • В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно было быть молодых незамужних девиц, которые могли «перехватить» женское счастье невесты.
  • По поверьям калмыков, овца является символом двойственного положения женщины, ведь она принадлежит сразу двум родам – семье, в которой родилась, и мужниному.
  • В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
  • Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. За ее спиной вставал мужчина из рода жениха и наклонял ее голову семь раз, когда произносились имена предков рода. Таким образом девушка отдавала дань уважения новой семье и запоминала новую родню.
  • При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, приготовленные женихом, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление в качестве женщины рода.
  • Девушка должна была привезти в дар мужу белую рубаху, которая затем отдается в хурул.
  • Свекровь, вырастившая замечательного сына, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец.
  • Особое почтение выказывалось женщинам, носящим под сердцем ребенка. Даже старшие мужчины в роду в этот период уступали дорогу и старались не огорчать будущую мать.
  • Молодая жена не должна была ходить босой и простоголовой при свекре.

Родственные связи

В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.

Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.

Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.

Старинные обычаи калмыков

Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Позднее стали строить капитальные деревянные и каменные дома, что повлияло на некоторые старинные обычаи.

Читайте также: Традиции и обычаи адыгейцев. Особенности, характер и обычаи адыгов

Свадьба в Калмыкии была всеобщим праздником. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.

сватовство

Свадебное таинство

В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:

  • знакомились семьями в доме невесты;
  • сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
  • договаривались о дне церемонии.

В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.

Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.

Знакомство и сватовство

Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.

  1. Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха с водкой и закуску. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн», когда первые капли выпивки посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
  2. Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – вареную баранину, сладости, водку. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста.
  3. На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на молодой, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какая масть у коня, на котором ее повезут из отчего дома.

За два-три дня до венчания в дом девушки спешили многочисленные родственники. Приходили не с пустыми руками, каждый приносил с собой вещи, украшения или хозяйственную утварь, которые добавлялись к девичьему приданому.

Поздравление на свадьбу на калмыцком языке

Традиционный уклад калмыцкого народа формировался в течение сотен лет. И оседлые, и кочевые калмыки с почтением относились к старшим, порицали грубость и сплетни, а родственные связи были чрезвычайно сильны, обеспечивая преемственность поколений. Каждый калмык должен был знать свою родословную до седьмого колена. Калмыцкая свадьба в полной мере отражает самобытную культуру этого народа и мудрость пращуров. Обрядовые таинства, проводимые в период торжеств, призваны облегчить молодым вступление в новую, самостоятельную жизнь, оградить от недобрых сил и обеспечить благополучие и рождение здоровых детей.

Старинные обычаи калмыков

Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Позднее стали строить капитальные деревянные и каменные дома, что повлияло на некоторые старинные обычаи.

Свадьба в Калмыкии была всеобщим праздником. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.

Знакомство и сватовство

Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.

  1. Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха с водкой и закуску. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн», когда первые капли выпивки посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
  2. Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – вареную баранину, сладости, водку. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста.
  3. На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на молодой, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какая масть у коня, на котором ее повезут из отчего дома.

За два-три дня до венчания в дом девушки спешили многочисленные родственники. Приходили не с пустыми руками, каждый приносил с собой вещи, украшения или хозяйственную утварь, которые добавлялись к девичьему приданому.

Свадебные торжества

Утром назначенного дня в доме жениха собирался свадебный поезд. Возглавлял его старший родич, брат отца или брат жениха. Также в числе сопровождающих были две почтенные замужние женщины и ближайший друг жениха. Выезжали заранее, чтобы успеть приехать до обеда. Причем выезжали и подъезжали к дому только справа, по солнцу, чтобы обеспечить удачу в деле. С собой везли готовую баранину и живого барашка, а также чайный лист, масло и сладости с выпечкой, гостинцы и небольшие подарки.

Современная свадьба у калмыков

Бешеный ритм современной жизни внес свои коррективы в культурные традиции калмыков. Сейчас свадьбу в городах справляют в один день. Утром жених и его сопровождающие, обязательно нечестным числом людей, 9 или 11, едут за невестой. К обеду все собираются в доме жениха, а вечером сваты со стороны невесты отправляются по домам.

Ритуалы в родительском доме

Перед свадьбой девушка проходила обряды прощания с прежней жизнью и очищения. Срезались ногти, локон волос и несколько нитей от тканей, уложенных в приданое, и все это сжигалось в огне домашнего очага. Обряд символизировал переход девушки в новый род.

Пир в доме родителей девушки

Прежде чем встретиться с невестой, жених и его родственники должны были одарить гостинцами ее сестер. Отдельные сумки с подарками для невесток вносились в дом в первую очередь. За ними несли заварку и масло, потом все остальные дары. Как только подношения принимались, сваты могли переступить порог. Жених входил в дом последним, неся с собой голову жертвенного барашка и кисломолочный напиток.

Гости обязательно совершали моление, после чего рассаживались в определенном порядке, справа налево: сначала глава свадебной делегации, затем старшая и младшая женщины, и все остальные. Первым делом подавался чай. Старший сват объяснял причину прибытия, перемежая благодарственными словами принимающей стороне. После чего совершались подношения к домашнему алтарю, и начинался пир.

Читайте также: Девушка и океан фото

Родственницы жениха в течение этого вечера должны были из привезенной с собой материи сшить наволочку для новой подушки. Углы смазывали маслом или молоком и выставляли на стол в качестве символа долгой богатой жизни и плодородия. Следом за ритуальным изделием женщины выставляли свое угощение, состоящее из сладостей, чая и напитков. Произнося благопожелания, присутствующие гости выкладывали на подушку монеты. Ее, вместе с собранными деньгами, отдавали молодоженам после обряда венчания по приезду в родительский дом. А до этого подушку сноровисто прятали родичи невесты и назначали за нее выкуп сватам.

Прощание невесты с родительским домом

Как только гости запевали обрядовую песню «Если дождь идет…», наступала пора забирать красавицу. В это время она находилась у алтаря, молясь о лучшей судьбе, и пила молоко. Девушку полагалось забирать с утра, чтобы успеть привезти ее в новый дом до обеда или в обед. Поскольку, согласно древней традиции, любое важное дело начинали утром и старались закончить до полудня.

Старшая женщина со стороны жениха накрывала голову невесты расшитым платком, который хранился потом в течение всей жизни, и выводила из дома. Оглядываться на отчий дом невеста не могла, это сулило несчастья.

Гостям разливали прощальные чарки с водкой и одаривали их подарками. Старший свадебной делегации касался рукой приданого невесты и клал деньги, только после этого вещи начинали выносить и грузить на подводы. А родственники девушки на прощание обнимали друзей жениха.

После отъезда свадебного кортежа, в доме девушки совершали подношение огню. Кидали в него кусочки жира от жертвенного барашка и желали самого лучшего для своей кровиночки – чтобы встретили ее в новом доме с любовью, приняли как собственную дочь, а жизнь ее была легка и сытна.

Обряды в доме жениха

Часть родственников девушки ехала следом за свадебной делегацией в ее новый дом. Было принято встречать дорогих гостей за границей хотона, с горячим чаем, выпечкой и водкой. Кортеж должен был подъезжать обязательно справа. Сначала разгружали и вносили приданое, затем входили молодые и другие гости. На почетные места рассаживали родственников невесты, относясь к ним со всем уважением и предлагая самые лакомые кусочки. Вечером, по окончании пира, после обрядовой песни, гости разъезжались по домам.

Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.

  • Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
  • Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
  • В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно было быть молодых незамужних девиц, которые могли «перехватить» женское счастье невесты.
  • По поверьям калмыков, овца является символом двойственного положения женщины, ведь она принадлежит сразу двум родам – семье, в которой родилась, и мужниному.
  • В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
  • Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. За ее спиной вставал мужчина из рода жениха и наклонял ее голову семь раз, когда произносились имена предков рода. Таким образом девушка отдавала дань уважения новой семье и запоминала новую родню.
  • При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, приготовленные женихом, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление в качестве женщины рода.
  • Девушка должна была привезти в дар мужу белую рубаху, которая затем отдается в хурул.
  • Свекровь, вырастившая замечательного сына, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец.
  • Особое почтение выказывалось женщинам, носящим под сердцем ребенка. Даже старшие мужчины в роду в этот период уступали дорогу и старались не огорчать будущую мать.
  • Молодая жена не должна была ходить босой и простоголовой при свекре.

Жизнь после свадьбы

После первой брачной ночи молодая жена заваривала на всю семью чай, поднося в первую очередь свекру и свекрови. Ей давали новое родовое имя. Спустя неделю родители девушки могли приехать навестить ее, узнать, как новобрачной живется на новом месте. Привозили с собой угощения и подарки. Ответный визит не заставлял себя долго ждать: молодожены вместе с родичами жениха отправлялись в гости к родителям невесты. Там их радушно принимали, встречая дарами и накрытым столом.

Читайте также: Белое платье на манекене

Калмыцкая свадьба – это уникальное торжественное действо. Каждый ритуал и обрядовая песня наполнены смыслом и способны многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

No comment: Далай-лама стал почетным гражданином Рима

Йорялы – благопожелания

Наснтн ут болтха, кишгтн бат болтха!

Хан Теңгр хәәрлҗ,

Хамг бурхн евәҗ,

Зурһан зүүлин әмтн амулң эдлҗ,

Зунквин гегәнә хәәрнд күртҗ йовх болтха!

Йорялы (благопожелания) — особенный жанр калмыцкого фольклора. Они есть выражение светлой души и добрых помыслов народа. В глу­бокой древности наши далекие предки верили в магию слова и считали, что все сказанное обяза­тельно сбудется. С этой верой они произносили сакральные для них слова, адресуя их не только своим родным и близким людям, но и всему по­зитивному, что их окружало, с чем была связана их повседневная жизнь.

Йорялы-благопожелания являются одним из излюбленных жанров калмыцкого фольклора и по сей день они не потеряли своей значимости и популярности. Йорялы произносят и стар, и млад.

Калмыцкие благопожелания имеют строгую композицию и, как правило, звучат в контексте определенных церемоний и обрядов в соответ­ствии с традиционными канонами. Считалось, что их нарушение умаляет сакральный смысл риту­ала и ослабляет магию слова.

Йорял должен быть адресным, поэтому в его вступительной части всегда упоминается объект

посвящения благопожеланий, здесь же указыва­ется причина, послужившая поводом для выра­жения своих добрых чувств. Далее следуют доб­рые пожелания, обрамленные в яркие и лаконич­ные формулы-клише. Завершает йорял поэтичес­кая формула — взывание к милости Всевышних.

Хабунова Е.Э. Добрые пожелания: от SMS до традиционных йорялов. [Текст] / Хабунова Е.Э. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – Элиста: ЗАОр “НПП “Джангар”, 2010. – С.3-4.

Зулын сән өдр байрта болтха!

Пусть будет радостным праздпик Зул!

Зунквин гегəнд шүтҗ,

Зовх зовлң уга җирһхитн йөрәҗәнәв!

Пребывайте в блаженстве, не зная горя,

Зажигая лампадку и преклоняясь Зункаве!

Зунквин гегенә хәәрнд күртҗ,

Зулын йөрәлд багтж йовтн!

Пусть Зункава покровительствует Вам,

Пусть сбудутся все благопожелания праздника Зул!

Авчах наснтн ут болтха!

Пусть ваша жизнь будетдолгой!

Наснтн ут болтха, кишгтн бат болтха!

Пусть Ваша жизнь будет долгой, а счастье крепким!

Орсн җил орута болтха!

Пусть наступивший год будет прибыльным!

Орҗах җилд өлзә кишг делгрх болтха!

Пусть счастье и благоденствие процветают в наступающем году!

Һарчах җилин кишгт күртҗ, орҗах җилин хәәрнд күртҗ йовтн!

Пребывайте в благоденствии уходящего года и удостойтесь милости иаступающего года!

Хабунова Е.Э. Добрые пожелания: от SMS до традиционных йорялов. [Текст] / Хабунова Е.Э. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – Элиста: ЗАОр “НПП “Джангар”, 2010. -64 с. (илл.).

В предлагаемом сборнике даны тексты калмыцких йорялов-благопожеланий. Эти благопожелания не были записаны у определенных информантов, они созданы автором данного издания с учетом традиционной тема­тики, жанровой специфики калмыцких йорялов и ду­ховных потребностей современного общества.

Краткие формы благопожеланий ориентированы на молодежь. Они могут использоваться в различных повседневных ситуациях, их можно будет легко отпра­вить через мобильные телефоны и интернет своим род­ным, друзьям, знакомым, коллегам.

Для быстрого запоминания, удобства чтения и от­правки через SMS тексты на калмыцком языке сопро­вождаются транслитерацией на латинице и переводом на русский язык.

Директором Института калмыцкой и восточной филологии, доктором филологических наук, профессором Хабуновой Евдокией Эрендженовной были преподнесены в дар библиотеке хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни” брошюры, которые пользуются большим спросом у читателей. В них описаны ритуальная организация свадебных действий, сопровождаемых специальными ритуалами, тра­диционным набором фольклорных жанров, спе­цифичными нарядами, богатыми угощениями и подарками , комплекс устойчивых эти­кетных правил, традиционных формул, знание и выполнение которых необходимо, если человек стремится следовать калмыцкому обычаю «йос бəрх», быть «йоста хальмг».

Хабунова Е.Э. Вербальное и ритуальное оформление современ­ной калмыцкой свадьбы «хальмг хюрм» . [Текст] / Ха­бунова Е.Э.-Элиста: ЗАОр«НПП«Джангар»; 2010. — 56 с.

В предлагаемся издании дается описание обрядов сов­ременной калмыцкой свадьбы, осуществляется анализ её ри­туальных и вербальных компонентов: благопожеланий (йорялов), поэтических формул, древних символов и метафор.

Материалы, представленные 8 книге, могут стать прак­тическим руководством к подготовке и проведению совре­менной калмыцкой свадьбы.

Книга основана на многолетних наблюдениях, полевых материалах и исследованиях автора в области изучения фоль­клора монгольских народов. Она адресуется всем, кто инте­ресуется народно!”] поэзией, традиционной культурой и обы­чаями калмыков.

Читайте также: Вальс музыка для танца

Хабунова Е.Э. Формулы традиционного этикета калмыков или как стать «йоста хальмг». [Текст] / Хабунова Е.Э. – Эли­ста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. – 48 с.

Данное издание содержит материал по традиционному этикету калмыков, выраженному в комплексе определенных; поведенческих и речевых правил, которым калмыки отво­дят важную роль в своей повседневной жизни, в празднич­ные дни и в особо торжественных случаях.

Книга адресуется молодежи, студентам и тем, кто стре­мится обогатиться духовным наследием предков, приобщил­ся к народным знаниям и интересуется национальной куль­турой калмыков.

Благопожелание невесте

Одсн һазриннь кишг җирһлд багтҗ йовхичн үнн цаһан седкләсн йөрәҗәнәв!

От чистого сердца желаю тебе счастья и благополучия в чужой стороне!

Йорял, посвященный невесте

Нә, һазаран һарчах му күүкн,
Дөрәһән суһлсн һазртан
Амрч җирһҗ,
Амулң менд бәәҗ,
Одсн һазриннь буйн-кишгт багтҗ,
Өөлх, һундх уга йовҗ
Буусн һазртан шингрҗ,
Байрта бахта бәәҗ,
Кен ахан күндлҗ,
Кен дүүһән эрклүлҗ,
Кесн кергнь кемтркән уга болҗ,
Келсн үгнь тоомсрта болҗ йовхиг
Делкән Эзн Цаһан Аав өршәх болтха!

Ну, наша дочь, выходящая замуж,
Живи счастливо и спокойно,
Там, куда прибыла (сошла со стремени),
Пусть не будет обид и сожалений,
Пребывай там в здравии и благополучии,
Живите в радости,
Уважай тех, кто старше вас,
Помогай тем, кто младше вас,
Пусть в работе не будет погрешностей,
Пусть сказанное вами будет всвешенным!
Пусть вам покровительствует Белый старец – владака вселенной!

Йорял, благословляющий молодую невестку (с переводом):

Орҗ ирсн бермдн
Мадндан өлзәтә үрн болҗ,
Ут наста, бат кишгтә бәәҗ,
Авен авальтаһан насн турштан жирһҗ,
Хормаһарн дүүрң уртә болҗ,
Хашаһарн дүүрң малта болҗ,
Ор гихлә, ордг,
Һар гихлә, һардг,
Су гихлә, суудг,
Бос гихлэ, боедг,
Соңсврч бер болж бәәтхә!
Кезә чигн геснь цатхлң,
Ээмнь бүтн бәәҗ,
Ирсн һазриннь кишг-буйнд багтҗ,
Шавхринь ууҗ,
Тааста бер болж бәәтхә!

В доме появился новый человек — молодая невестка,
Пусть она станет для нас любимой дочерью,
Пусть молодая семья будет крепкой, а жизнь их — долгой.
А еще желаем невестке иметь детей полный подол,
Сарай же — полный скота.

А еще напоминаем, что невестка должна быть послушной:

Сесть, когда скажут — садись,
Встать, когда скажут — встань,
Войти, когда скажут — входи,
Выйти, когда скажут — выйди.
Но никогда пусть не знает она нужды ни в еде, ни в одежде, ни в ласке.
И пусть найдет она достойное счастье в новом доме!

Йорял, посвященный жениху (с переводом):

Өркəн өндəлhҗ бəəх көвүнтн
Ут наста, бат кишнгтə болҗ,
Авсн авальтаhан амрг иньг болҗ,
Насн турш хамдан жирhҗ,
Кезə болвчн өркəснь утан hарч,
Герəрн дүүрң үртə болҗ,
Идх-уухнь элвг болҗ,
Маңнань тиньгр
Көгшн буурл, өвнг-эмгн болҗ
Бəəлх болтха!

Пусть молодой человек, решивший построить семью,
живет долго и счастливо
Пусть проживет он с женою дружно,
деля вместе горе и радости,
Пусть из трубы их дома всегда идёт густой дым
Пусть в их доме будут слышны детские голоса,
Пусть в их доме будет полная чаша
Пусть в добром здравии
Проживут они до старости!

Благопожелание в честь жениха

Өрк-бүлчн бат болха!

Пусть семья твоя будет крепкой!

Благопожелание в честь жениха

Мөн сиитчн сәәхн иньг-амрг болтх

Пусть твоя суженая будет любимой!

Благопожелание в честь жениха

Хүрмч байрта-бахта болхиг Деедин олн Бурхд хәәрлҗ өршәтхә

Пусть свадьба будет радостной и восхитительной

Благопожелание в честь жениха

Өндр һазрт герән бәрҗ
Өнр өсклң Өрк-бүл болхичн йөрәҗәнәв!

Пусть ваш дом стоит на видном месте (на возвышении),
Пусть семья твоя живет в достатке!

Благопожелание в честь жениха

Уңгчн олн болтха!
Кишгчн бат болтха!

Пусть род твой будет многочисленным!
Пусть благополучие будет прочным!

В честь молодоженов

Өлзәтә Өрк-бүл болхитн
Олн Деедс хәәрлх болтха!

Пусть семья ваша будет счастливой!
Пусть Всевышние помогут вам в этом!

В честь молодоженов

Нег-негндән түшг болҗ йовхитн йөрәҗәнәв

Желаю, чтобы вы стали друг другу опорой!

В честь молодоженов

Нег-негән тевчдг, нег-негәнәннь ү даадг сәәхн
нөкр-нәәҗ болхитин йөрәҗәнәв!

Желаю, чтобы ваши супружеские отношения строились на взаимоуважении и согласиии!

В честь молодоженов

Өркэн өндәлһҗәх
Эңкр көвүн бер хойр
Өлзәтә өрк-бүл болҗ,
Өнр өсклн болҗ,
Хойр бийтн һурвн болҗ,
Таалдгтн — көвүд күүкд болҗ,
Таслдгтн — торһн томч болҗ,
Отг-нутгтан
Өвкнриннь нерөн дуудулҗ йовхитн
Олн Бурхд оршөх болтха!

Дорогие молодожены,
Вы создаете семью.
Пусть семья ваша будет счастливой!
Пусть она растет!
Пусть рождаются мальчики!
Пусть в доме будет достаток!
Пусть Всевышние помогут вам
прославить свой род!