Объективы для беззеркальных камер: сравнение Canon, Nikon, Sony и L-mount

Объектив сони на кэнон. Объективы для беззеркальных камер: сравнение Canon, Nikon, Sony и L-mount Бельгия Брюссель, Льеж.

Объективы для беззеркальных камер: сравнение Canon, Nikon, Sony и L-mount

В этой статье мы рассмотрим четыре полнокадровые беззеркальные системы, чтобы увидеть, что они предлагают фотографам и что еще могут представить в будущем, в каких системах есть объективы, которые могут понадобиться для вашей фотосъемки.

Помимо доступных в настоящее время объективов, мы покажем поддержку, предоставляемую сторонними производителями оптики, и кратко обсудим некоторые из технологий.

Таблицы отражают высококачественные варианты объективов с автофокусировкой для каждой системы по состоянию на декабрь 2020 года.

Байонет Sony E

Когда дело доходит до полнокадровых объективов для беззеркальных камер, у Sony есть самое большое преимущество. Sony представила линейку полнокадровых объективов FE вместе с A7 еще в конце 2013 года, и к тому моменту уже имела несколько лет опыта производства объективов APS-C с байонетом E.

Sony также предприняла необычный шаг, предоставив сторонним производителям объективов доступ к своим спецификациям крепления объектива и протоколу обмена. Это позволило таким компаниям, как Sigma, Tamron, Tokina и Zeiss, расширить ассортимент доступных объективов для фотографов Sony.

Sony заявляет, что годы, потраченные на создание оптики для беззеркальных камер, позволили ей обеспечить ее новейшие объективы впечатляюще быстрой и плавной фокусировкой. Имейте в виду, что некоторые из более ранних объективов компании не всегда демонстрируют такие же характеристики.

Байонет Canon RF

Линейка объективов Canon RF на данный момент явно ориентирована на потребности профессиональных пользователей, при этом многие из ее первых объективов относятся к дорогой линейке премиум-класса «L».

Canon еще не открыла свое крепление для объектива другим производителям, поэтому на данный момент сторонняя поддержка ограничена. Если крепление RF приобретет что-то вроде популярности крепления EF, весьма вероятно, что другие компании найдут способ предложить объективы с автофокусировкой, но широкая поддержка сторонних производителей для RF может произойти только через несколько лет.

Отметим, что Canon в этом году представила два интересных и сравнительно доступных телеобъектива с постоянным фокусным расстоянием, охватывающих 600 мм и 800 мм, и с диафрагмой F/11. В них используется дифракционная оптика, чтобы уменьшить размер и вес.

В настоящее время Canon использует различные двигатели АФ в своих объективах RF: в первую очередь, используя быструю и плавную технологию Nano USM или двигатели кольцевого типа USM, которые лежат в основе большинства высококачественных объективов для DSLR. Моторы кольцевого типа, похоже, довольно хорошо работают с двухпиксельной системой автофокусировки Canon, но не всегда самые плавные или быстрые, особенно с учетом того, что они, как правило, используются в объективах с большими и тяжелыми линзами, которые необходимо перемещать. Однако мы впечатлены оптикой с Nano USM.

Байонет Nikon Z

Как и Canon, компания Nikon официально еще не открыла байонет Z для сторонних производителей, что в настоящее время ограничивает выбор автофокусировки собственными объективами Nikon. Но появление первого автофокусного Viltrox AF 85mm f/1.8 STM для Nikon Z вселяет надежду, что «лед тронулся».

При этом отметим, что первоначальная стратегия расширения Nikon сильно отличается от стратегии Canon: вместо того, чтобы начинать с экзотики, Nikon предоставил ряд сравнительно доступных и портативных объективов с F/1.8, а также набор зумов с F/2.8 и F/4.

Что касается двигателей фокусировки, Nikon, похоже, традиционно в первую очередь полагается на использование небольших шаговых двигателей для своих объективов, которые обеспечивают приличную производительность, но, похоже, не соответствуют технологиям Canon Nano USM ни по скорости, ни по плавности.

Байонет L: Panasonic, Leica и Sigma

Panasonic вместе с Sigma присоединились к Leica, приняв L-крепление для своих полнокадровых беззеркальных камер. Это мгновенно дает им доступ к уже выпущенным объективам. Включение Sigma в альянс дало версии многих ее объективов, предназначенных для цифровых зеркальных фотокамер, с байонетом L.

Все камеры Panasonic до сих пор основывались на системе автофокусировки по глубине от расфокусировки (DFD) компании, а Leica использует систему, описание которой звучит очень похоже. Нам говорят, что все объективы в байонете L совместимы с DFD, но не все они обязательно оптимизированы для него с точки зрения привода автофокуса или скорости взаимодействия объективов с камерой. На данный момент мы не ожидаем такой же согласованности в исходных объективах с байонетом L, которую мы наблюдали в системах от одного производителя, но мы ожидаем, что три партнера будут работать над максимальной совместимостью.

В объективах Panasonic в основном используются двигатели с линейной фокусировкой, но для объективов, где используются большие линзы, используется комбинация линейных и шаговых двигателей. Объективы Sigma различаются, и мы ожидаем более высоких характеристик от их беззеркальных объективов DG DN, чем от более старой оптики DSLR.

Поддержка объектива DSLR

Если у вас уже есть набор объективов для крепления на зеркальную камеру, вы обнаружите, что вы можете установить их на любой из этих беззеркальных систем с помощью адаптера между объективом и корпусом. Однако производительность, которую вы получите, будет отличаться от работы на DSLR.

Canon с своими адаптерами EF-EOS R и системой двухпиксельной автофокусировки в сочетании со знанием своего протокола связи означает, что пользователи объективов EF, вероятно, получат наиболее адаптированные возможности объективов при их использовании.

Различные компании также производят переходники EF-E, позволяющие использовать объективы с байонетом EF на камерах Sony. Sigma выпустила адаптер MC-21 для использования объективов EF на фотоаппаратах L-mount, но без фазового автофокуса в любой из этих камер следящая автофокусировка недоступна.

Nikon также предлагает комплекты, в которые входит адаптер FTZ для оптики F и камер с байонетом Z. Это обеспечивает достойный уровень поддержки существующих объективов, но не содержит двигателя привода фокусировки, поэтому можно использовать только объективы с автофокусировкой с собственными двигателями (объективы AF-S, AF-P и AF-I и их сторонние эквиваленты). Доступны адаптеры F-E, но производительность может варьироваться от объектива к объективу , что делает их покупку рискованной.

Как и следовало ожидать, более старые объективы, как правило, наиболее надежно работают с камерами того же производителя. Однако их можно использовать в других системах, поэтому, в зависимости от того, насколько обширна ваша существующая коллекция оптики, вы можете обойтись сниженной производительностью, вместо того, чтобы продавать и начинать собирать парк объективов заново.

Резюме

Как и следовало ожидать, почти пятилетний старт и открытость Sony по отношению к сторонним производителям позволили ей создать значительное преимущество перед конкурентами, но все четыре крепления уже начинают заполнять ключевые дыры в потребностях фотографов соответствующими моделями.

В долгосрочной перспективе вполне вероятно, что все четыре системы будут расширены, чтобы предлагать диапазон средних, а также высококачественных фиксов и зумов, но довольно ясно, что уже сейчас понятно Nikon и Canon ориентированы на разные группы пользователей.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R

Недавно мы познакомились с самой маленькой в мире полнокадровой фотокамерой – беззеркальной Sony Alpha A7. Но вопрос совместимой оптики остался нераскрытым. До конца зимы в системе будет два зума и два фикса, и еще один телезум запланирован на весну. Если верить гуляющему по всемирной паутине роадмапу, за два года Sony планирует увеличить парк полнокадровой оптики до 15 моделей. ОК, а что делать до тех пор? Как выяснилось, вариантов много, и некоторые из них очень интересные.

Что было…

Как известно, Sony A7 (будем называть ее так для простоты восприятия) оснащена байонетом Sony E-mount – точно таким же, как и камеры NEX. И рабочий отрезок (расстояние от матрицы до посадочной плоскости байонета) остался тот же — 18 мм. Логичный вывод — оптику для камер серии NEX можно установить на A7 (здесь и далее всё, что касается A7, справедливо и для A7R), и она будет полностью работоспособна — автофокус, автоэкспозиция, оптическая стабилизация, а также передача в камеру параметров объектива для записи в EXIF.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-2

Работоспособность всех режимов камеры сохранится. Вот только одно «но» — объективы эти рассчитаны на матрицу меньшего размера, а значит, изображение с них будет проецироваться лишь на центральную часть матрицы A7. Нет, виньетки не будет — в настройках камеры для этого предусмотрен специальный кроп-режим, но угол обзора будет таким же, как у камер NEX, а размер изображения будет значительно меньше максимальных 24 Мп. Тем не менее, при переходе с камеры NEX ее объективы могут стать неплохим дополнением родному штатнику в тех диапазонах фокусных расстояний и/или светосилы, которые он не покрывает, пусть и ценой кропа.

Резюмируем плюсы и минусы:

+ полное сохранение функциональности камеры и оптики Sony E;
+ возможность «мягкого» апрейда;
– камера из полнокадровой становится кропнутой.

Что будет…

Чтобы полностью задействовать матрицу A7, нужно обеспечить ее стопроцентное покрытие объективом. Можно попытаться расширить угол падения света из задней линзы на матрицу, но при этом расстояние от линзы до центра и до краев матрицы будет очень сильно отличаться и картинка будет искажена. Компенсировать такое искажение будет непросто, придется серьезно переделывать оптическую схему объектива, и еще не факт, что получится хорошо. Другой путь – увеличить рабочий отрезок системы, но тогда будут проблемы с оптикой E-mount и увеличится толщина корпуса. И то, и другое нежелательно, поэтому разработчики Sony нашли компромиссный вариант.

Представьте себе, что мы берем полнокадровый объектив с зеркальной камеры и ставим его на переходник, компенсирующий разницу рабочих отрезков. При этом максимальный угол отклонения лучей, падающих на матрицу, остается в привычных пределах. Примерно так и устроены, судя по всему, полнокадровые объективы с индексом FE, только «переходник» является неотъемлемой частью объектива. Вот почему у комплектного Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS задняя линза находится глубоко внутри, а «удлинительная» часть корпуса видна даже снаружи — она выделяется меньшей толщиной.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-3

Похоже, что и остальные анонсированные на сегодняшний день объективы Sony FE сделаны по тому же принципу. (Это не так, объективы 55mm f/1.8 и 35mm f/2.8 имеют вполне компактные размеры — прим. ред.) Если и правда так, то компактных объективов типа «блинчик» владельцам A7 не видать. А что же, собственно, видать?

На данный момент для A7/A7r анонсированы (и частично уже доступны) следующие «родные» объективы серии FE:

1. Sony FE 28-70 mm F 3.5-5.6 OSS (SEL2870)

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-4

Стандартный 2,5-кратный зум с оптическим стабилизатором, одним низкодисперсионным и тремя асферическими элементами. Цена при продаже отдельно — $500 (данные и фото фирменных объективов — из интернет-магазина store.sony.com), в комплекте с камерой обойдется в $300.

Sony FE 28-70 mm F 3.5-5.6 OSS (SEL2870)

Стандартный 2,5-кратный зум с оптическим стабилизатором, одним низкодисперсионным и тремя асферическими элементами.

2. Vario-Tessar T* FE 24-70 мм F4 ZA OSS (SEL2470Z)

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-5

Трехкратный зум с более широким углом, оптическим стабилизатором и постоянной светосилой, имеющий в конструкции пять асферических элементов и один элемент из низкодисперсионного стекла. Цена $1200. Принимаются предзаказы, предполагаемое начало продаж 2 февраля.

Vario-Tessar T* FE 24-70 мм F4 ZA OSS (SEL2470Z)

Трехкратный зум с более широким углом, оптическим стабилизатором и постоянной светосилой, имеющий в конструкции пять асферических элементов и один элемент из низкодисперсионного стекла.

3. Sonnar T* FE 35 мм F2.8 ZA (SEL35F28Z)

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-6

Широкоугольный светосильный объектив с тремя асферическими элементами. Цена $800. Уже продается.

Sonnar T* FE 35 мм F2.8 ZA (SEL35F28Z)

Широкоугольный светосильный объектив с тремя асферическими элементами.

4. Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA (SEL55F18Z)

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-7

Светосильный «полтинник» с тремя асферическими элементами. Цена $1000, уже в продаже.

Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA (SEL55F18Z)

Светосильный «полтинник» с тремя асферическими элементами.

5. Sony FE 70-200 mm F4 G OSS (SEL70200G)

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-8

Примерно 3-кратный телезум профессиональной серии G с постоянной светосилой. Цена $1400.

Sony FE 70-200 mm F4 G OSS (SEL70200G)

Примерно 3-кратный телезум профессиональной серии G с постоянной светосилой.

На момент написания обзора ни один из этих объективов, как и сама камера, не был доступен в украинской рознице. Объявленные цены «кусаются» (это американские, значит, у нас будет еще дороже), особенно «радует» в этом плане SEL55F18Z. Все-таки тысяча долларов за 55/1,8 (даже не 1,4) — это явный перебор, при том, что «полтинники» всегда были самыми доступными из светосильных фиксов. Для Nikon за эту сумму можно купить, к примеру, Nikkor AF 50/1,4D ($340) + AF-S 85/1.8G ($520) и еще останется на светофильтры. Возможно, для марки Zeiss это нормальная цена, но тогда в линейке должна быть и более доступная альтернатива, а ее пока нет. В роадмапе «засветилось» еще одно «стекло» с фокусным 50 мм, но это макрообъектив серии G, то есть, а) специализированный и б) дорогой.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-9

Подведем итоги по родной оптике:

+ «родные» объективы, обеспечивающие полную функциональность камеры
+ три из пяти (цейсовские) — пылевлагозащищенные
– относительно невысокая светосила у всех представленных моделей
– довольно большие габариты по сравнению с «тушкой»
– небольшой пока что выбор и весьма туманный роадмап
– высокие цены

«Старикан», «малыш», «пивная банка» и все-все-все

Объективы системы Sony A также могут быть установлены на A7/A7R (а также на камеры NEX с последней прошивкой) с помощью фирменного переходника, существующего в двух модификациях.

LA-EA3 конструктивно проще, содержит только электрические контакты и штативное гнездо. Предназначен для установки современных объективов Sony A-mount со встроенным мотором автофокуса.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-10

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-11

LA-EA4, кроме того, содержит полупрозрачное зеркало, 15-точечный датчик фазовой фокусировки, привод диафрагмы и привод автофокуса (так называемую «отвертку»), то есть с этим адаптером будут полноценно работать как современные объективы Sony, так и безмоторные Minolta AF (они же Dynax и Maxxum) c байонетом A.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-12

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-13

Один нюанс: все А-объективы не имеют стабилизатора, поскольку он в системе Sony А встроен в саму камеру. В беззеркальных A7/A7R, как и в серии NEX, стабилизатора тоже нет, а потому с такой оптикой, особенно с длиннофокусной, работать будет сложнее. Объективы Sony для кропнутых камер (с индексом DT в полном наименовании) тоже будут работать с переходником, но смысла в этом мало.

Цена младшей версии адаптера — $199,99, старшей— $349.99.

+ возможность «мягкого» апгрейда с зеркальных камер Sony;
+ отдельный фазовый датчик автофокуса (только LA-EA4) как показывает опыт, лучше справляется с фокусировкой, чем разбросанные по матрице точечные элементы
+ работают все режимы съемки, включая автоматические
– немалые габариты и вес объективов системы A, которые дополнительно увеличиваются за счет адаптера
– полное отсутствие стабилизации изображения
– при съемке видео с автофокусом диафрагма автоматически устанавливается на f/3,5 (для объективов со светосилой меньше 1:3,5 – на максимально открытое отверстие); регулировка диафрагмы возможна в ручном режиме фокусировки
– LA-EA4 потребляет заряд батареи, снижая и так невысокую автономность камеры
– у LA-EA4 полупрозрачное зеркало пропускает на матрицу не весь световой поток

Колечко для «элечки»

Для владельцев камер Canon куда более интересным выглядит вариант с установкой оптики Canon EF через адаптер Metabones MB-EF-E-BM3, который обеспечивает управление диафрагмой с камеры, работу стабилизатора, автофокуса (правда, не для всех объективов, а только для моделей 2006 года и более поздних), а также передачу в камеру данных EXIF.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-14

К тому же этот адаптер меньше и легче монструозного LA-EA4, и энергопотребление у него ниже. Для объективов EF-S реализовано автопереключение камеры в кроп-режим (если это разрешено в настройках камеры).

+ поддержка современной популярной оптики одной из самых развитых систем
– не поддерживаются постоянный автофокус и DMF
– автофокус работает не у всех объективов и значительно медленнее, чем с родными камерами
– у сторонней оптики (Sigma, Tamron, Tokina) автофокус работает в единичных моделях

Ваше слово, товарищ Samyang

Корейская компания Samyang, выпускающая широкую линейку оптики под собственной маркой (а также под брендами Vivitar, Rokinon, Bower и Pro-Optic), специально для A7 решила перевыпустить все свои полнокадровые объективы с байонетом Sony E. Стоит отметить, что речь идёт об объективах для зеркальных камер с намертво вмонтированным переходником на байонет E — так что эти объективы имеют совершенно, не побоюсь этого слова, конские размеры. Цены вполне приятные (от 300 евро за отличный портретник 85/1.4 до 1000 евро за широкоугольный тилт-шифт), но стоит понимать, что речь идёт об объективах, лишённых автофокуса и электронной диафрагмы, так что всё придётся делать вручную.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-15

Как по мне, эти объективы интереснее родных. 35/1.4 – сверхсветосильная альтернатива более «темному» аналогу марки Zeiss, 85/1,4 – удачный и весьма популярный портретник, аналога которому в линейке Sony FE пока нет. Широкоугольным и светосильным 14 мм и 24 мм тоже нет родных аналогов, а tilt/shift объектив Sony FE если вообще когда-либо появится, то точно не скоро. В общем, если вас не смущает отсутствие автофокуса и неприличные размеры, то можно брать.

+ родной байонет (адаптеры не нужны), в том числе и для камер NEX;
+ интересные комбинации фокусных расстояний и светосилы;
+ высокое качество оптики;
+ умеренные цены;
– отсутствие автофокуса и стабилизации (но фокус-пикинг позволяет легко обхдиться без автофокуса);
– работа только в режимах M и A (управление диафрагмой с камеры недоступно).

Не стареют душой ветераны

И, наконец, поскольку байонет и рабочий отрезок остались те же, на полнокадровые ILCE-7/7R можно ставить через простейшие переходники неавтофокусную оптику с пленочных камер, которая рассчитана как раз на такой размер светочувствительного элемента. Стекло, металл, полный контроль, да и внешний вид соответствует камере, стилизованной под ретро. На A7 проявят себя во всей красе не только Гелиосы, Юпитеры и Индустары, но и отличная оптика Minolta MD/MC и Canon FD, которая ввиду относительно короткого рабочего отрезка не годится для цифрозеркалок, и раритетные дальномерные объективы Leica (как с резьбовым соединением М39, так и с байонетом Leica M). Сюда же можно отнести и объективы Nikon разных поколений.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-16

По креплению, естественно, подходят все адаптеры для сторонних систем, разработанные еще для Sony NEX, но не все они совместимы с A7/A7R чисто геометрически. Однако многие производители и продавцы переходников заявляют о совместимости с «полнокадровыми NEX». В частности, та же Metabones обещает совместимость с A7(R) всех своих адаптеров кроме серии Speed Booster. Есть модели для объективов Canon FD, Minolta MD, Contax G, Contax Yashica, Leica M, Leica R, Nikon F и даже версия Nikon G с приводом диафрагмы для современных объективов Nikon, у которых отсутствует кольцо диафрагмы. Есть варианты и подешевле (в том числе и для популярных у нас линз M42) — от 10-15 долларов США.

Всё дело в объективах: какую оптику использовать с Sony Alpha A7/A7R-17

+ огромный выбор (годится практически вся полнокадровая оптика)
+ недорогие объективы (если речь не идет о раритетах)
+ ручная оптика компактнее и надежнее автофокусной
– нет автоматического управления диафрагмой (ее придется приоткрывать вручную для более точной фокусировки)
– нет автофокуса и стабилизации изображения (фокус-пикинг в помощь);
– не работают режимы съемки, предполагающие автоматическое задание диафрагмы камерой (S, P, авторежимы)

В сухом остатке

В общем, спектр совместимой оптики получился очень широким. Все альтернативные варианты имеют свои недостатки: родная оптика Sony FE – мало и дорого (особенно Zeiss), Sony Е – кропнутая; Sony/Minolta A — нуждается в дорогом и громоздком переходнике, неавтофокусная (как винтажная, так и современная марки Samyang) усложняет процесс съемки и ограничивает функциональность камеры. Но, тем не менее, у владельцев беззеркалок Sony NEX, а также зеркалок Sony и Canon есть возможность «мягкого» апгрейда, а любители неавтофокусной оптики смогут использовать в связке с A7 любой объектив, рассчитанный на полный кадр. Так что не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.